Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду

Рубрики:

Первое посещение детского сада – непростой этап как для малыша, так и для его родителей. Обычно по утрам ребенок проявляет капризы, отказывается расставаться с мамой, плачет и кричит, а вечерами может быть подавлен, перевозбужден или чрезмерно активен. Для ускорения процесса адаптации к детскому саду необходимо грамотно подходить к этому вопросу. В противном случае, нежелание посещать детский сад, капризы и слезы могут продолжаться длительное время.

Развитие самостоятельности у ребенка

Перед тем, как ребенок пойдет в детский сад, родителям стоит научить его самостоятельно одеваться, умываться, пользоваться ложкой и вилкой, а также ходить на горшок. Если к моменту поступления в детский сад ребенок уже освоил эти навыки, ему будет легче адаптироваться к новым условиям.

Чтобы ребенок быстрее освоил навык самостоятельного раздевания и одевания, рекомендуется выбирать удобную и функциональную одежду, не перегруженную застежками. Оптимальным решением будут модели с передними кнопками, поскольку это позволит малышу самостоятельно застегивать и расстегивать свою одежду, не завися от помощи взрослых. Также стоит отдать предпочтение немарким вещам, чтобы уменьшить объем стирки и избежать ситуаций, когда ребенок боится испачкаться и столкнуться с недовольством педагога. Например, для девочки можно приобрести майку и джинсовую юбочку на резинке или джинсовый сарафанчик с кнопками. Мальчику лучше всего подойдут футболка и шорты на резинке.

Детская обувь должна позволять ребенку самостоятельно справиться с надеванием. Важно, чтобы она соответствовала размеру, не сковывала движения, но и не была слишком свободной, не соскальзывала и надежно фиксировалась с помощью ремешков. Наиболее удобным вариантом крепления считаются липучки.

Важно регулярно отрабатывать навыки одевания и раздевания в одежде, которую ребенок будет носить в детском саду. Ребенку следует дать возможность поносить эту одежду дома, чтобы он к ней привык, так как в садике может оказаться, что она ему некомфортна и вызывает затруднения.

Режим дня перед походом в садик

Через месяц или два необходимо будет постепенно адаптировать режим дня ребенка к тому, что принят в детском саду. Он будет выглядеть следующим образом:

с 7 до 7 30 – подъем;

  • с 8 30 до 9 00 – завтрак;
  • с 10 30 до 11 30 – прогулка;
  • в 12 – обед;
  • с 12 30 до 15 00 – тихий час;
  • в 15 30 – полдник.
  • Строгое соблюдение режима крайне желательно, отклонения от него не должны превышать получаса в праздничные дни или в выходные. Это особенно актуально в период привыкания к детскому саду.

    Дети, которые привыкли к постоянному присутствию матери, обычно труднее адаптируются к детскому саду. Поэтому, рекомендуется заранее, за несколько недель или месяцев до поступления, почаще оставлять ребенка на присмотр к другим членам семьи. Это поможет подготовить его к расставанию с мамой и облегчит адаптацию к новым условиям.

    Как постепенно приучить к садику

    В первые дни посещения детского сада ребенку рекомендуется находиться в группе не более трех часов. Воспитатели и педагоги заранее проинформируют вас об этом. Наиболее подходящий вариант – первые два дня по часу, затем несколько дней – по 2-2,5 часа, после чего можно увеличивать время пребывания до трех часов. Следует придерживаться этой схемы в течение двух недель. После этого время, проводимое в группе, можно постепенно увеличивать. Примерно через месяц с начала посещения малыш может оставаться в садике до сна. И лишь спустя месяц постепенной адаптации можно оставлять его на весь день. Представленная здесь схема посещения носит примерный характер. Каждый ребенок уникален, и ему потребуется собственное время для полной адаптации к условиям детского сада. На этапе привыкания некоторые детские сады допускают нахождение мам рядом.

    Психологический комфорт малыша

    Психологическая подготовка к детскому саду важна для малыша. Ребенку необходимо объяснить, что такое детский сад, и, если возможно, продемонстрировать это наглядно. Хорошим вариантом будет совместный визит в садик, чтобы понаблюдать за детьми на прогулке и рассказать, чем они там занимаются: играют, обедают, отдыхают. Важно подчеркнуть, что все эти занятия увлекательны.

    В домашних условиях можно организовать сюжетную игру, имитирующую детский сад: используйте кукол и распределите между ними различные роли, такие как воспитатель, родители и дети. В начале игры родители сопровождают детей в учреждение, где они обедают, играют, отдыхают и проводят время на свежем воздухе. По окончании дня родители забирают детей. Для большей реалистичности можно использовать воображение и разыгрывать различные сценки с участием членов семьи.

    Важно отмечать успехи ребенка, когда он посещает детский сад. Подчеркивайте, какой он замечательный и как он повзрослел, сравнивая его с мамой и папой.

    Как вести себя родителям

    Когда родители впервые приводят ребенка в детский сад, беспокойство вполне естественно. Однако не стоит демонстрировать свое волнение перед малышом. При прощании важно сохранять спокойствие и проявлять уверенность. Необходимо обязательно предупредить ребенка о времени вашего возвращения, чтобы он не переживал, что останется в детском саду надолго. Объясните ему это понятным для него языком, например: «Я вернусь за тобой, когда ты поешь или отдохнешь». Если ребенок тяжело переживает расставание с мамой, лучше, чтобы его в сад водил отец или бабушка.

    После того, как вы заберете ребенка из детского сада, не забудьте узнать, как прошел его день и чем он был занят в ваше отсутствие. Важно поощрить его достижения. Если ребенок совершил ошибку, объясните, как следует поступить, чтобы он знал, что родители помогут ему справиться с любой возникшей в детском саду проблемой.

    В первое время адаптации к детскому саду важно проводить с ребенком больше времени, после посещения можно отправиться на прогулку. Так малыш сможет пережить новые впечатления и отвлечься от волнений. Не помешает порадовать его чем-нибудь приятным, но важно не злоупотреблять этим.

    В период адаптации не стоит подвергать ребенка воздействию сильных эмоций, поэтому рекомендуется временно отказаться от посещения цирка и кинотеатра, а также ограничить время просмотра телевизора. Это поможет избежать перевозбуждения.

    Начинать адаптацию к детскому саду во время так называемого «кризиса трех лет» не рекомендуется. Более целесообразно будет начать посещение учреждения раньше, в возрасте двух или двух с половиной лет, или немного позже – в четыре года.

    Несмотря на то, что специалисты имеют разные взгляды на этот вопрос, одни полагают, что оптимальный возраст для поступления в детский сад – три года, другие – не согласны с этим мнением. Третьи уверены, что решение о готовности ребенка к детскому саду должны принимать исключительно родители.

    Всегда следует проявлять уважение к воспитателям и другим сотрудникам детского сада. Не стоит критиковать их в присутствии ребенка и избегать негативных высказываний о самом учреждении, даже если они соответствуют действительности. По словам социального педагога О. Морозовой, необходимо подчеркивать положительные аспекты. Небольшие комментарии со стороны родителей способны развить у ребенка позитивное восприятие дошкольного учреждения. Если ребенок отказывается посещать садик, рекомендуется сделать паузу и в это время рассказывать о том, какие интересные события его ожидают».

    Наиболее благоприятно, если период адаптации к детскому саду не будет совпадать с другими важными изменениями в жизни ребенка: появлением брата или сестры, расставанием родителей или переездом.

    В процессе адаптации важно проявлять максимум терпения к изменениям в поведении ребенка, поскольку ему непросто адаптироваться к новым обстоятельствам: обстановке, педагогам, сверстникам, распорядку дня и более жестким правилам.

    Учимся дружить

    Необходимо уделять внимание взаимодействию ребенка с его сверстниками. Для человека умение находить общий язык с людьми играет более значимую роль, чем успешное усвоение учебного материала.

    Родителям важно выяснять, с кем ребенок общается в детском саду, кто ему наиболее симпатичен, с кем он играет и в какие игры вовлечен. Необходимо обучить ребенка основам дружеских отношений. Рекомендуется, чтобы он на детской площадке делился своими игрушками с другими детьми и не боялся попросить взамен или предложить совместную игру. Также важно научить его не расстраиваться, если его просьба не будет удовлетворена.

    Рекомендуется уточнить у воспитателя, с кем взаимодействует ваш ребенок, возникают ли у него какие-либо трудности в общении с другими детьми. Наилучшим решением будет лично посетить группу и понаблюдать за поведением ребенка: насколько активно он участвует в играх, как он относится к сверстникам, не подвергается ли он травле или, возможно, сам проявляет агрессию по отношению к другим. Подобное наблюдение позволит более эффективно скорректировать поведение ребенка. Необходимо разъяснить, что драться не разрешается, но в случае оскорбления необходимо защищаться. Если вы не уверены в своих силах, можно обратиться за консультацией к детскому психологу. Наиболее эффективно выявлять проблемы в общении на ранней стадии и предотвратить их развитие в более серьезные конфликты.

    Защита ребенка от инфекций

    При посещении детского сада ребенок взаимодействует с большим количеством других детей и подвергается воздействию различных вирусных инфекций. Наиболее подвержены этим инфекциям дети в первые месяцы посещения дошкольного учреждения.

    Во-первых, важно правильно подбирать одежду для ребенка. Необходимо избегать как переохлаждения, так и чрезмерной теплоты. В осенний и весенний периоды в помещении может быть довольно прохладно, в то время как зимой – очень жарко.

    Во-вторых, при появлении у ребенка признаков простуды, таких как насморк, чихание или кашель, необходимо немедленно отправить его домой и обратиться к врачу. В случае обычной острой респираторной вирусной инфекции выздоровление наступит быстро, однако если это более серьезное заболевание, лечение может потребовать больше времени.

    В процессе борьбы детского организма с инфекцией существует высокая вероятность заражения другими вирусами, которых в детском коллективе достаточно много. Кроме того, заболевший ребенок может стать источником инфекции для окружающих.

    С целью предотвращения вирусных инфекций рекомендуется ежедневно закапывать в нос ребенка капли интерферона или проводить промывание морской водой. В случае частых заболеваний необходимо проконсультироваться с иммунологом и педиатром, а также сдать анализы для выявления аллергических реакций.

    Закаливание

    Наиболее действенный метод предотвращения острых респираторных вирусных инфекций – закаляться. Обучение организма регулированию температуры тела увеличит устойчивость к переохлаждению. Закаливание не только послужит защитой от инфекций, но и укрепит иммунную систему, а также эндокринную и нервную системы, что положительно скажется на работоспособности.

    Один из самых доступных методов укрепления здоровья – регулярные прогулки. Детям дошкольного возраста рекомендуется проводить на свежем воздухе не менее четырех часов в день. К общепринятым мерам закаливания также относится проветривание спальни перед сном и сон с открытым окном.

    Советы психолога

    В заключение, для родителей необходимо иметь краткое руководство, содержащее рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду:

    5 «нужно»

    Ребенок должен освоить навыки самостоятельного одевания, приема пищи и пользования туалетом.

  • Придерживаться определенного распорядка дня, схожего с тем, что принят в детском саду.
  • Объяснить малышу, чего можно ожидать от посещения детского сада.
  • Предложите ребенку рассказать о том, как прошел день в детском саду: какие занятия были, с кем он играл и другие моменты.
  • Обязательно говорить, когда вы за ним придете.
  • 5 «нельзя»

    • Негативные высказывания о детском саде и воспитателях в присутствии ребенка недопустимы.
    • С первого дня оставлять на целый день.
    • Водить в садик больного малыша.
    • Не следует применять наказания за энурез или капризность, возникающие в период адаптации. Изменения в поведении обычно являются результатом нервного напряжения, а не проявлением упрямства или «неправильным» характером.
    • Слишком легкая или чрезмерно теплая одежда может быть вредна для ребенка.