У ребенка нет друзей

Рубрики:

Уже в раннем детстве формируются навыки общения и умение устанавливать продуктивные связи. На этом этапе родители сталкиваются с важной задачей: как помочь ребенку освоить правильное общение, легко находить друзей, как среди сверстников, так и среди детей постарше.

Как помочь найти друзей

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенку сложно найти друзей. Его не принимают в игры в детском саду, дети не делятся с ним игрушками на площадке, он не находит общения в школе и так далее.

  • Чтобы успокоить ребенка, родители часто говорят ему избегать подобного общения, утверждая, что такие друзья не нужны. Они заверяют, что всегда будут рядом близкие родственники, готовые поиграть в любой ситуации. Таким образом, родители формируют у него замкнутость, что может затруднить установление контактов с другими людьми в будущем. В случае подобной ситуации, важно поговорить с ребенком и помочь ему развить навыки общения.
  • Следует учитывать, что застенчивость у детей может быть обусловлена генетической предрасположенностью.

    Чтобы ребенок мог познакомиться с другими детьми, возьмите его за руку и подойдите к ним. Предложите какую-нибудь простую игру, чтобы помочь ему завязать знакомство. Как только первичный контакт между детьми будет установлен, ваше участие должно быть минимальным. Дети смогут справиться и продолжить общение самостоятельно.

  • Рекомендуется каждый вечер разговаривать с ребенком о прошедшем дне и его планах на будущее. Важно проявлять интерес к его жизни, не пытаясь ее контролировать. Узнавайте о его одноклассниках и одногруппниках. Если вам станет известно, как развиваются его взаимоотношения с окружающими, вы сможете дать ценный совет. Полезно поделиться историями о своем детстве, друзьях, увлечениях, играх, рассказать, как вы бы поступили в тех или иных ситуациях. То есть, следует делиться своим опытом, а не диктовать свои решения. Дети, как правило, берут пример с родителей, и подобное общение будет очень полезным.
  • Иногда можно устраивать детские праздники дома. Дайте ребенку возможность самостоятельно решить, кого он хочет видеть среди гостей, а кого нет. В свою очередь, родителям можно предложить пригласить родственников детей, которые пришли на праздник.
  • При проведении мероприятия для взрослых, когда в гости пришли знакомые, не усаживайте ребенка в его комнату, позвольте ему оставаться рядом с гостями и ощущать свою значимость для семьи. Различные темы могут вызвать у него интерес, поэтому предоставьте возможность пообщаться со взрослыми. В любой ситуации он всегда сможет спокойно расположиться рядом с вами, занимаясь своими игрушками.
  • Проблемы в школе

    Обучение в школе может быть сопряжено с различными трудностями, с которыми сталкивается ребенок. Важно сделать все возможное, чтобы помочь ему справиться с этими вызовами.

    Специалисты в области психологии определяют факторы, препятствующие формированию дружеских отношений у детей. Если ребенок имел друзей в детском саду и на детской площадке, это свидетельствует о нормальном уровне развития социальных навыков. Существуют определенные внешние обстоятельства, которые могут помешать установлению дружеских связей в школе.

    Для детей младшего школьного возраста, обучающихся до третьего класса, формирование дружеских отношений происходит на основе ситуативных факторов. Соседство в одном доме, совместные маршруты в школу, общение между родителями – любой из этих факторов может стать началом дружбы. Чтобы нормализовать ситуацию, возможно, потребуется задерживать школьника после уроков, чтобы он мог провести время с одноклассниками.

    Можно, например, чаще задерживаться на встречах с родителями одноклассников, чтобы пообщаться, это позволит детям лучше узнать друг друга, пока взрослые разговаривают. Любой праздник, на который приглашены одноклассники, станет действенным способом укрепления дружбы. В раннем возрасте подобные приглашения воспринимаются вполне естественно.

    На формирование мнения у младших школьников значительное влияние оказывает учитель. Важно узнать у ребенка, каким образом учитель выстраивает взаимодействие с учениками. Возможно, она разделяет ребят на успевающих и отстающих, и ваш ребенок оказался в группе, с которой другим не рекомендуется общаться. В этом случае необходимо серьезно обсудить ситуацию с учителем и добиться от нее публичного заявления перед всем классом о том, что ваш ребенок хороший и с ним можно дружить.

    Травля одноклассниками

    В пятом и шестом классах наблюдается такое явление как моббинг. Это явление характеризуется тем, что дети объединяются, чтобы противостоять одному из них. В подобных ситуациях ответственность лежит на всем классе, а не на изолированном ребенке. Независимо от его действий, восстановить его авторитет становится невозможно. Даже если он достигнет выдающихся результатов, например, сможет подтянуться на турнике больше остальных, или отличник начнет получать плохие оценки, насмешки не прекратятся.

    Моббинг часто встречается в школах, где приоритет отдается исключительно учебному процессу, а поведение учащихся остается без должного внимания. В таких условиях дети могут испытывать чувство удовлетворения от сплочения против конкретного человека, что обусловлено особенностями психологии незрелых групп. Более зрелые коллективы обычно разделяются на несколько соперничающих между собой групп, и это считается более позитивным явлением.

    В нынешних реалиях, когда упразднены пионерские организации, внеурочные мероприятия и подобные активности, моббинг представляет собой значительную проблему. С ней сложно справиться в одиночку. Необходимо поднимать этот вопрос на собрании родительского комитета, в классе должны проводиться занятия с психологом, чтобы обучить детей, что самоутверждение за чужой счет недопустимо, и научить взаимодействовать в группе, где каждому отведено место.

    Каждому родителю понятно, как тяжело ребенку переживать одиночество. Как поступить, если у него нет друзей?

    Если у ребенка нет друзей

    Соблюдение определенных правил позволит улучшить ситуацию.

    Открытость

    Каждая дружба имеет свое начало. Два человека демонстрируют друг другу определенные сигналы, указывающие на желание установить дружеские отношения. Чтобы помочь своему ребенку найти друзей, необходимо показать другому ребенку, что ваш малыш проявляет к нему интерес и готов к дружбе. Детям дошкольного возраста легче заводить друзей, поскольку они более непосредственны и наивны, и могут просто спросить, хотят ли они дружить. Детям постарше не всегда удается открыто выражать свою заинтересованность. Особенно застенчивые дети сталкиваются с определенными трудностями в этом вопросе. Когда к ним обращается незнакомый ребенок с приветствием, они могут отвернуться и замолчать или пробормотать что-то неразборчивое. Это происходит из-за того, что малыш чувствует смущение, но другие дети могут воспринять это как нежелание общаться. В такой ситуации найти друга бывает непросто, и ребенок может чувствовать себя совершенно одиноким.

    Что следует предпринять в подобной ситуации? Возможно ли научить ребенка проявлять открытость, например, в приветствии? В этом случае могут быть полезны ролевые игры, где малыш имитирует свое поведение и поведение другого ребенка. Важно разъяснить, что приветствие включает в себя дружелюбный зрительный контакт и улыбку. Объяснение желательно произносить достаточно громко, чтобы его услышал и другой ребенок. Упоминание имени человека, сопровождающее приветствие, сделает его более индивидуальным.

    Комплименты

    Существует и другой, несложный способ проявить желание ребенка подружиться. Ему легко выразить искренний комплимент, а мы склонны симпатизировать тем, кто умеет ценить наши достоинства.

    Помогите ребенку придумать, как можно похвалить одноклассников. Начните с простых комплиментов: например, «У тебя красивый свитер» или «Какой хороший гол!», если ребенок видит, как кто-то играет в футбол. Можно отметить красивые рисунки у одноклассницы, это может стать началом новых дружеских отношений.

    Доброта

    Небольшое проявление доброты способно положительно повлиять на установление дружеских отношений. Когда ваш ребенок предлагает поделиться письменными принадлежностями или помогает однокласснице донести портфель, он, скорее всего, получит ответное проявление доброты, которое может стать отправной точкой для дружбы.

    Некоторые исследования показывают, что дети иногда пытаются «покупать» друзей, предлагая им подарки или деньги. Однако это не принесет желаемого результата. Дети могут принять такие подношения, но взаимности не последует, и они даже могут потерять уважение. Попытка приобрести дружбу таким способом может привести к совершенно иному результату. Проявление доброты может быть воспринято как манипулирование, как оказание неосознанного влияния на другого человека. Иногда маленькие дети настолько увлечены, что стремятся добиться от друга постоянной игры только с ними. Если у другого ребенка иные цели, то подобная дружба быстро потеряет свою привлекательность. Возможно, потребуется помочь ребенку найти способы выражать свою симпатию более деликатно.

    Похожесть

    Дружба не всегда возникает из соседства, обучения в одном классе или посещения одних и тех же секций. Исследования показывают, что чаще всего дружба возникает между детьми, которые считают себя похожими. Дети легче заводят дружбу с ровесниками одного пола, возраста и национальности. Также, общие интересы, социальные навыки, успехи в учебе или спорте, а также популярность в коллективе могут стать основой для дружбы. Таким образом, ключевым элементом дружбы является ощущение схожести. Этот термин требует пояснений. Сходство особенно привлекательно, поскольку оно нравится детям как на эмоциональном, так и на практическом уровне. Практически полезно иметь друга, разделяющего увлечения, например, играющего в шахматы или решающего математические задачи. Эмоционально, схожесть с другом создает ощущение доверия и комфорта. Поинтересуйтесь у ребенка: «Как ты понимаешь, что у вас с мальчиком или девочкой есть что-то общее?» Ответы ребенка помогут ему определить, с кем он хочет дружить. Нахождение общего языка с другими детьми не подразумевает, что он должен быть копией окружающих. Однако, подружиться с человеком, имеющим совершенно иные интересы, ему будет сложно. Дружба начинается с общих черт характера или увлечений.

    Привлечение внимания

    Для привлечения внимания к себе можно использовать разные подходы. Одна из учениц поделилась своим мнением о том, как найти друзей: «Стоит сделать вид, будто тебе грустно, и тогда дети сами подойдут». Однако такая тактика неэффективна и не является надежным способом завести друзей. Дети могут подойти к ребенку, который выглядит расстроенным, но лишь несколько раз. Они стремятся общаться с теми, кто радуется жизни и получает удовольствие.

    Общее веселье

    Совместное времяпрепровождение и общие развлечения также играют важную роль в дружеских отношениях. Это находит подтверждение в классическом исследовании психолога Д. Готтмана, который изучал процесс зарождения дружбы между детьми, ранее не знакомыми друг с другом.

    В рамках исследования восемнадцать детей в возрасте от трех до девяти лет провели три дня вместе, играя в одном из домов. Анализ показал, что ключевым фактором, свидетельствующим о возникновении дружеских отношений, являлась способность детей к совместной игровой деятельности.

    Внешне это может показаться простой задачей, однако на самом деле все обстоит сложнее. Для того чтобы получать позитивные эмоции от совместных игр, малышу необходимо проявлять такое поведение, которое располагает других детей к общению с ним, позволять выражать свои желания или неприятия, избегать конфликтов или находить способы их разрешения, если они все же произошли. Безусловно, нередки ситуации, когда игра не складывается по задумке: дети могут вступать в споры, испытывать обиду, отказываться от примирения, отбирать игрушки или лишать их у других, стремиться доминировать над сверстниками, прибегать к физическим столкновениям. Все эти факторы препятствуют общему удовольствию. Однако именно умение разрешать и справляться с подобными трудностями способствует более крепким и успешным дружеским отношениям.