Заикание – заметный дефект речи, который может быть весьма обременительным. Обычно оно проявляется у детей в возрасте от двух до пяти лет – в период формирования речевых навыков – и связано с повышенной возбудимостью и нервозностью.
Причины заикания
Обстоятельства, способствующие развитию заикания:
- любые заболевания, в результате чего ослабляется детская нервная система;
- травмы, связанные с психикой ребенка (испуг, боязнь нового – поступление в детский сад и тому подобное, переизбыток получаемой информации и другие);
- косноязычие – неправильное произношение или отсутствие в речи звуков;
- неразборчивая и одновременно быстрая речь окружающих;
- подражание заикающимся детям.
Родители вундеркиндов
Заикание у ребёнка нередко возникает по вине родителей, стремящихся продемонстрировать его интеллект и способности. Они перегружают его речь, заставляя рассказывать стихи и сказки, отвечать на сложные вопросы. Часто взрослые, включая бабушек, дедушек, нянь и воспитателей, не учитывают, что речевой аппарат ребёнка ещё не полностью развит и не готов к чрезмерным нагрузкам.
Иногда дети высказывают вещи, которые не соответствуют их возрасту и уровню развития. Родители, безусловно, радуются, видя, как быстро развивается их ребенок. Тем не менее, подобная ситуация может спровоцировать развитие заикания.
Высокие нагрузки
Повторяющиеся, интенсивные события также могут стать причиной заикания. Посещение театра, цирка, использование компьютера и планшета, чтение, аттракционы, масштабные праздники – все это вызывает переизбыток эмоций и может спровоцировать нервные срывы, что, в свою очередь, приводит к проблемам с речью.
Течение болезни
Основной признак заикания заключается в его продолжительности и устойчивости. Заикание может сохраняться у ребенка до поступления в школу, а в некоторых случаях и после этого.
На раннем этапе заикание обычно не вызывает опасений у ребенка или его родителей. Однако у впечатлительных детей оно может прогрессировать и провоцировать негативные эмоции, такие как смущение в общении, страх высказываться и другие. В результате, дети часто становятся застенчивыми, избегают разговоров и говорят тихим голосом.
Всё это оказывает неблагоприятное воздействие на психологическое состояние ребёнка и существенно влияет на его личность. Он осознаёт свою непохожесть на ровесников, что приводит к большей замкнутости. Родители и другие взрослые должны проявлять понимание к такому ребёнку и относиться к нему с особой деликатностью и заботой.
Как помочь ребенку справиться с заиканием
Независимо от того, кто заботится о ребенке – родители, бабушки и дедушки, няня или воспитатель детского сада – важно помнить о необходимости постоянной работы над развитием его речи, даже в процессе обычного общения. Также, преодолеть заикание способны простые упражнения. Основная цель – помочь ребенку снять напряжение и освоить навыки спокойного дыхания.
Упражнения на расслабление мышц
- Движения руками, напоминающие взмахи крыльев бабочки или птицы.
- Жесты, имитирующие прощание, выполненные размашистыми движениями рук.
- Чтобы снять напряжение в кистях рук, совершайте движения, имитирующие полоскание белья и одежды.
- Необходимо расслабить руки и опустить их из исходного положения.
- Снимите напряжение с кистей рук и совершайте лёгкие встряхивающие движения, как будто сбрасываете с них воду.
- Наклоны головы в разные стороны.
- Вращение рук над головой не торопясь.
- Опустите руки и совершайте плавные движения в стороны от тела.
- Медленно раскачиваться, совершая движения руками из стороны в сторону, как при кошении травы.
Упражнения на развитие внимания
Для овладения правильным дыханием необходимо развивать соответствующие навыки, и этому помогают даже самые элементарные упражнения в игровой форме.
- Чтобы потушить свечу, необходимо действовать спокойно и без спешки. Вначале нужно сделать вдох через нос, а затем выдохнуть («задуть») через рот на свечу (в данном случае, это указательный палец руки), сопровождая выдох звуком «ф-ф-ф».
- Взрослый помещает небольшой кусочек ваты на ладонь ребенка. Ладонь располагается на одном уровне с ртом. Ребенок, совершая выдох, сдувает ватку.
- Чтобы научиться правильно вдыхать, можно понюхать цветок. Различные дыхательные упражнения, представленные в форме игр, могут помочь детям освоить правильное дыхание, например, предложить им понюхать цветы.
- Прикладывать ладони друг к другу и дуть на них, имитируя звук «ф-ф-ф», как будто охлаждаем горячий чай или какао, или согреваем озябшие руки.
Упражнение «Нюхать веточку»
Взрослый держит веточку и предлагает ребенку почувствовать ее запах. Малыш встает на носочки, делает неглубокий вдох, а затем опускается и выдыхает.
Упражнение «Дуть на «ушиб»
Сделайте вдох носом, а при выдохе направьте воздух на воображаемое место ушиба – на ладонь или пальцы.
Упражнение «Вдыхать аромат»
Вдыхая воздух, следует понюхать ароматизированный платочек, а при выдохе произнести слово «хорошо». Выполнять это нужно спокойно и медленно, тщательно проговаривая каждый слог. Затем снова сделать вдох, и, выдыхая, произнести небольшую фразу, состоящую из нескольких слов: «Вкусно пахнет», «Очень вкусно пахнет».
В качестве альтернативы платку можно предложить ребенку понюхать фрукты или ягоды, такие как яблоко, груша, клубника или малина. После этого он должен самостоятельно составить короткую фразу и произнести её на выдохе («Клубника обладает приятным ароматом»).
Упражнения для развития голоса
Детям удается успешно решать поставленные задачи, поскольку в качестве основы для этих упражнений используется звукоподражание:
- Гудку паровоза – у-у-у;
- Волчьему вою – у-у-у;
- Призыв о помощи в лесу (ауканье) – ау-ау-ау. Подобно игре «Эхо»: один из родителей громко произносит «ау», а ребенок, как эхо, повторяет тише «ау»;
- Детскому плачу – уа-уа-уа;
- Звук, издаваемый гусем, напоминает «ш-ш-ш» (для его воспроизведения необходимо слегка сжать зубы и сформировать губы в виде чашечки);
- Звук, издаваемый жуком или пчелой – ж-ж-ж (произносится с тем же положением зубов и губ, как в предыдущем примере, с добавлением голоса);
- Звук писка комара – з-з-з (в этом упражнении необходимо растянуть губы в улыбке и произносить его долго и громко)
- Лопание пузырей – это звук, напоминающий предыдущее упражнение (голосовое сопровождение отсутствует);
- Гусиному крику – га-га-га.
- Можно использовать и другие звукоподражательные слова, например, «ко-ко-ко» для курицы, «и-го-го» для лошади и подобные.
Отраженное чтение
Для того чтобы речь детей, страдающих заиканием, была более плавной, рекомендуется использовать такие методы, как отражённое чтение коротких стихов и сказок, а также составление рассказов на основе предложенных рисунков.
Отраженное чтение предполагает, что взрослый сначала произносит каждую фразу, а затем ребенок повторяет её. Наиболее подходящим материалом для такого чтения, а также для заучивания наизусть, являются стихи, поскольку они помогают детям произносить каждое слово без спешки. Как правило, чтение стихов не вызывает у детей, страдающих заиканием, затруднений. Если же возникают проблемы, то наряду с отраженным чтением рекомендуется проговаривать стихи с акцентом на каждом слове, сопровождая его хлопками в ладоши, постукиванием по столу, бросанием мяча или маршировкой.