Стоит ли помогать ребенку с домашним заданием?

Рубрики:

Первый класс – это значительный вызов как для ученика, так и для его родителей. Ребенку необходимо адаптироваться к новому распорядку дня, справиться с увеличением ответственности и регулярно выполнять домашние задания. Понимание желания родителей поддержать его и взять на себя часть нагрузки вполне объяснимо, однако ценность такого подхода вызывает сомнения. Зачастую родители начинают фактически повторное обучение, выполняя задания вместе с первоклассником, знакомясь с учебной программой и проводя несколько часов в его комнате, пока работа не будет завершена.

Существует множество способов оказания помощи в выполнении домашних заданий. Некоторые родители полагают, что диктование ребенку ответы на задачи и написание ответов от его имени – это и есть обучение. Другие, напротив, стремятся минимизировать свое участие и предоставляют возможность ребенку самостоятельно писать, считать, читать, совершать ошибки и извлекать из них уроки. Чтобы определить оптимальный подход, необходимо попытаться предвидеть последствия тех или иных действий. Помимо этого, взрослым важно решить, какая цель преследуется: получение высоких оценок или приобретение новых знаний и самостоятельное освоение информации. Это облегчит определение объема необходимой помощи.

Роль родителей в процессе обучения

Главная задача взрослого – помочь ребенку организовать свое время и правильно распределять ресурсы. Родители не должны выполнять домашние задания за детей, давать им подсказки, проводить над уроками часами и следить за написанием каждого символа. Необходимо научить ребенка самостоятельно приобретать знания, чтобы в будущем он мог справляться с этим без посторонней помощи. И принимать ответственность за достигнутые результаты.

Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Важно учитывать родительские обязанности и необходимый уровень вовлеченности. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. С самого начала обучения важно приложить максимум усилий, чтобы помочь ребенку адаптироваться к новому распорядку. Необходимо забирать его из школы, обеспечивать обед, объяснять, сколько времени ему отведено на отдых и зачем он необходим для детского организма, готовить к выполнению домашних заданий и осуществлять контроль за их выполнением. Такая последовательность действий должна быть простой, понятной и легко выполнимой. В этом случае первокласснику будет легче к ней привыкнуть и впоследствии выполнять ее самостоятельно.
  2. Для того чтобы ребенок выполнял домашние задания без суеты и в спокойном темпе, необходимо правильно организовать его время и научить его самостоятельно планировать свои занятия. Рекомендуется делать небольшие перерывы каждые 20-30 минут, позволяя ребенку расслабиться, после чего напоминать о необходимости продолжить работу. Только после завершения всех заданий можно будет позволить полноценный отдых.
  3. Родителям важно сохранять спокойствие и выдержку. Это может быть одной из самых сложных задач для начинающих мам и пап, однако необходимо прилагать усилия, чтобы контролировать свои эмоции. Вспомнить собственное детство и выполнение домашних заданий может помочь в этом. Вспоминаются моменты, когда совсем не хотелось ничего делать, когда нелюбимый предмет откладывался на потом, когда придумывались различные отговорки. Вспомнить это и постараться помочь ребенку справиться с подобными трудностями, мотивировать его позитивным настроем и поддержкой, а не наказаниями и угрозами.
  4. По мере практики родитель должен постепенно уменьшать свою вовлеченность в процесс выполнения домашних заданий. Сегодня ребенок потратил полчаса на письмо вместе с родителем, завтра он напишет две буквы самостоятельно, через несколько дней мама будет лишь направлять, а затем придет и проверит. Гораздо важнее организовать процесс, а не постоянно присутствовать и контролировать.
Некоторые родители продолжают помогать детям делать домашние задания даже в старших классах, поскольку те не научились работать над учебой без посторонней помощи.

Родители часто объясняют это тем, что если они перестанут помогать и позволят ребенку действовать самостоятельно, то он может получить плохую оценку. Однако это будет именно его оценка. В возрасте 10-12 лет и старше подросток должен осознавать ответственность за свои результаты. Ведь ответственность за обучение лежит на нем самом, а не на родителях.

Как приучить ребенка к самостоятельности

Для облегчения адаптации ребенка к школьным правилам родителям потребуется приложить определенные усилия. В первую очередь, необходимо поговорить с ним, и желательно, чтобы в этом участвовали и мать, и отец. Такие беседы могут повториться несколько раз, но начало подготовки к школе заключается в формировании осознанности у ребенка. Важно разъяснить ему значимость обучения, пообещать поддержку и помощь, но при этом подчеркнуть новые обязанности, которые на него возлагаются.

Составление плана или распорядка дня может помочь школьнику эффективнее распределять время и находить возможность для выполнения всех учебных заданий. Можно зафиксировать часть действий письменно, а некоторые визуализировать с помощью рисунков. Необходимо, чтобы ребенок понимал, что после окончания школьных занятий у него есть определенные обязанности, в том числе выполнение домашнего задания.

По мнению некоторых родителей, необходимо избавить ребенка от домашних обязанностей, чтобы он мог сосредоточиться на учебе. Однако, чем больше у ребенка будет ответственности по дому, тем быстрее он освоит навыки планирования и организации своего времени.

Необходимо отмечать его успехи и поддерживать в случае неудач. Оптимистичный настрой и уверенность, демонстрируемые родителями, положительно влияют на детей, способствуя их взрослению как сильных и независимых личностей. Однако, стоит сократить количество дополнительных секций и кружков. Рекомендуется оставить одну или две активности, которые помогают ребенку отдохнуть и доставляют настоящее удовольствие. Остальные можно будет добавить через некоторое время, когда распорядок дня станет стабильным и предсказуемым.

Выполнение домашних заданий на черновиках – значимый этап для ребенка, позволяющий ему не опасаться ошибок. Ему необходимо понимать, что в черновике допустимо писать свободно, зачеркивать и экспериментировать с различными способами решения задач. Правильный ответ затем следует перенести в чистовик. Приучение к работе с черновиками особенно важно, если ребенок выполняет домашнее задание самостоятельно, до прихода родителей. В этом случае их можно будет просто проверить и аккуратно переписать.

Прежде чем решить, стоит ли помогать ребенку с домашними заданиями, важно понять, какой результат вы хотите получить. Задача родителей – научить ребенка самостоятельно получать знания, чтобы он мог в любом возрасте усваивать необходимую информацию и без труда осваивать новое.