Здоровый ребенок проявляет активность и жизнерадостность, что является его типичным эмоциональным состоянием. Однако, формирование самосознания и повседневные жизненные ситуации могут провоцировать и отрицательные эмоции. Многие детские трудности со временем разрешаются, в отличие от страха, который нарастает по мере взросления ребенка. По мере того, как ребенок получает новые знания об окружающем мире, его осознание потенциальной опасности возрастает, а круг предметов и явлений, вызывающих тревогу, расширяется.
Осторошный ребенок вызывает меньше беспокойства, чем бесстрашный.
Граница между стремлением к самосохранению и болезненным страхом весьма тонка, поэтому страхи препятствуют полноценной жизни, провоцируя невротические расстройства. К сожалению, это не единственная проблема. Детские страхи могут стать причиной более серьезных последствий: нервный тик, энурез, нарушения сна, агрессивное поведение, отказ от взаимодействия с другими людьми. В некоторых случаях, сильный детский страх может свидетельствовать о наличии серьезных психических расстройств, таких как аутизм или шизофрения. В подобной ситуации необходима помощь специалиста.
Когда ребенок испытывает страх, это вполне естественно. Боязнь вымышленных монстров, злодеев и животных свидетельствует о развитом воображении, а боязнь одиночества указывает на то, что он привык к общению с людьми. Важно, чтобы эти страхи не перерастали в фобии, в противном случае может понадобиться помощь.
Причины
Причины детских страхов могут быть разнообразными: низкая физическая активность, дефицит общения и отсутствие необходимых социальных навыков. Это нередко становится источником необоснованного беспокойства.
Практически каждый ребенок испытывает страх, однако многие родители даже не догадываются об этом. Зачастую они сами становятся причиной возникновения страха, используя его как средство для достижения послушания и заставляя ребенка выполнять необходимые действия. Например, если ребенок отказывается собирать игрушки, родители могут повысить голос, тем самым вызывая страх громким звуком, демонстрируют собственные действия в качестве примера, чтобы ребенок боялся не соответствовать родителям. Или же они прибегают к угрозам лишений, вызывая страх потери, используют телесные наказания, вызывая страх боли, угрожают запереть в темноте или отдать чужому человеку, тем самым вызывая страх одиночества, темноты, боязнь злых людей, смерти.
Мать играет важную роль. Будучи лидером в семье, она может проявлять раздражительность и беспокойство, иногда прибегая к крикам или наказаниям, что, безусловно, спровоцирует ответную реакцию.
Часто детские страхи возникают вследствие чрезмерной опеки со стороны родителей. Стремясь обеспечить безопасность ребенка, они ограничивают его действия, постоянно давая указания и запреты: «нельзя», «не ходи», «не трогай», «не бегай», и не объясняют причину таких ограничений, а ограничиваются категоричным ответом: «нельзя и все!». Это приводит к возникновению разнообразных фантазий.
Причина кроется в индивидуальных чертах детской психики. Дети, отличающиеся повышенной чувствительностью, чаще испытывают страхи. Мальчикам особенно сложно, поскольку от них ожидают проявления храбрости, и когда они боятся, к этому добавляется чувство стыда за свой страх. Категорически запрещено высмеивать ребенка. Взрослые, поступающие таким образом, рискуют потерять доверие малыша, который может стать замкнутым.
Частые конфликты между родителями нередко становятся причиной детского страха. Родители могут не замечать, что их поведение вызывает у ребенка чувство страха, поскольку он может скрывать его и казаться спокойным. Постоянное пребывание в напряженной обстановке способно спровоцировать неврологические расстройства, поскольку детская психика весьма уязвима, и негативные эмоции оказывают на нее разрушительное воздействие. Из-за страха возникает тревога – неоправданное беспокойство и опасения.
По мнению ряда ученых, тревожность формируется в ходе социализации. Хотя она и является закономерным явлением, стойкие фобии способны приобретать болезненный характер и препятствовать полноценному развитию личности ребенка.
Малыш боится горшка
Многие дети испытывают опасения, связанные с горшком: они могут плакать, убегать и прятаться, что делает усаживание на него практически невозможным.
Что делать родителям
Предоставьте ребенку возможность побыть одному, избегая критики и угроз.
Неправильные действия могут спровоцировать у него болезненный страх, с которым вы не сможете справиться без посторонней помощи.
Не стоит недооценивать страхи ребенка, даже если вам кажется, что он просто капризничает. В дальнейшем мы рассмотрим, какие последствия могут иметь незамеченные детские страхи.
Страх беззащитности
В нынешней нестабильной обстановке ощущение незащищенности, обусловленное, в конечном счете, опасением смерти, становится все более оправданным. В связи с этим родителям важно уменьшить уровень тревожности: следует избегать просмотра новостей, освещающих катастрофы, войны и акты насилия. Помочь ребенку справиться с подобным страхом можно, ответив на его вопрос: «Опасность существует, однако нет гарантии, что она произойдет. Соблюдая необходимые меры предосторожности, можно избежать негативных последствий». Базовые правила безопасности, позволяющие избежать насилия, ребенок, безусловно, должен знать.
Страх наказания
Боязнь наказания у ребёнка не всегда является следствием физического насилия. Зачастую родители не используют телесные наказания, однако их стиль общения носит авторитарный характер и не предполагает высказывания собственного мнения. Кроме того, на ребёнка могут быть наложены чрезмерные требования. Он опасается потерять любовь, стать «плохим», не оправдать ожидания родителей и столкнуться с отвержением – ситуация, которая для него наиболее травматична.
Страх смерти
Страх перед смертью может возникнуть у ребенка в возрасте шести или семи лет. Внезапно осознавая, что все люди, включая его самого, когда-нибудь перестанут жить, он испытывает значительный шок. У детей с повышенной чувствительностью это открытие может оставить глубокий след и долго вызывать беспокойство. Родителям необходимо оценить свое поведение: не слишком ли они сосредоточены на детских болезнях, рассказывают ли о трудностях жизни и опасностях, и не проявляют ли излишней тревоги. Детям не следует посещать похороны и видеть умерших. Это очень сильное эмоциональное переживание, которое порождает скрытый страх.
Как бороться с детскими страхами
Использование игровых методик может быть полезно для помощи ребенку. В условиях отсутствия формальностей усвоение полезных привычек и развитие навыков, а также коррекция поведения и преодоление психологических проблем, происходят более эффективно. Разыгрывание тревожных ситуаций в игровой форме помогает ребенку избавиться от негативных эмоций.
Не стоит превращать игру в обязательство, если ребенок не проявляет желания играть – не настаивайте. Учитывая многообразие детских страхов, необходимо предлагать широкий выбор игр, в которых ребенок сможет проживать различные ситуации и справляться со своим страхом. Игра может принести гораздо более ощутимые результаты, чем поучения или наказания.
Существуют различные подходы к преодолению детских страхов, и родителям следует уделять этому вопросу пристальное внимание.
Упростить.
Для преодоления детских страхов и тревог родителям целесообразно уменьшить уровень стресса, облегчив распорядок дня. Если ребенок склонен к частым вспышкам раздражения, на некоторое время стоит упростить его жизнь и отменить некоторые незначительные ограничения.
Рационализировать.
Для нормализации эмоционального состояния детей важно показывать и объяснять, какие ситуации могут представлять угрозу. В некоторых случаях можно использовать предметы, обладающие, как кажется, волшебными свойствами, которые способны защитить ребенка. Положительный эффект оказывают и совместно придуманные родителями и ребенком средства защиты.
Преобразовать.
Работа с детскими страхами – один из методов психотерапии. Предложите ребенку изобразить свой страх рисунком или поделкой из пластилина, а затем вместе уничтожьте получившуюся работу.
Существуют определенные шаги, которые могут помочь родителям справиться с детской тревожностью:
- распознавать стрессовые реакции по определенным признакам;
- обеспечить надежное присутствие взрослых;
- предоставить возможность ребенку рассказать о своем состоянии;
- разрешать ребенку поведение, уже не свойственное его возрасту: посидеть на коленках или закутаться в одеяло.
Последствия
Игнорирование детских страхов и несвоевременное их преодоление могут спровоцировать формирование негативных эмоций. Это проявляется в трех основных состояниях: тревоге, негативистском поведении и склонности к уходу от реальности.
Тревожные дети
Непрекращающиеся упрёки, замечания и недовольство со стороны родителей формируют у ребёнка страх совершить ошибку или не оправдать их ожиданий.
Именно поэтому возникает повышенная тревожность. Либо родители видят в ребенке гения, неординарную и высокоразвитую личность, предъявляют завышенные требования, ребенок стремится соответствовать этим ожиданиям, но испытывает трудности.
Усиленное чувство тревоги может вызывать падение самооценки и усиливать стремление избегать ситуаций, связанных с возможными ошибками. Как следствие, ребенок будет склонен действовать исключительно по распоряжению взрослых, ориентируясь на существующие шаблоны поведения и опасаясь проявлять самостоятельность.
Критика подобного поведения со стороны взрослых может привести к тому, что они будут чаще фокусироваться на проблемах ребенка, что, в свою очередь, усугубит его эмоциональное состояние. Так формируется порочный круг, который можно разорвать, если взрослые переоценят свои взгляды. Важно акцентировать внимание на достижениях ребенка, что поможет уменьшить уровень его беспокойства.
Демонстративный ребенок
Ребенок стремится привлечь внимание к себе.
Дети с подобными особенностями могут проявлять бурные эмоциональные реакции и вести себя нарочито, стремясь привлечь к себе внимание и добиться похвалы. Такая модель поведения обусловлена недостаточным вниманием и похвалой со стороны взрослых. Демонстративность может быть вызвана как ощущением ребенком себя обделенным вниманием, как и чрезмерным вниманием, которое порождает у него потребность в постоянном эмоциональном взаимодействии. Для привлечения внимания дети могут прибегать к различным способам, включая нарушение правил поведения, поскольку замечания взрослых, даже негативные, служат для них своего рода подтверждением их значимости. Для уменьшения проявления демонстративности родителям следует предоставлять ребенку разнообразные возможности для самовыражения: участие в детских утренниках, концертах, выполнение общественных поручений и занятия изобразительным искусством.
Уход от реальности
В данной ситуации дети проявляют стремление к вниманию, но одновременно испытывают высокую тревожность, которая мешает им в реализации этого желания. Завышенный уровень тревожности негативно сказывается на их активности и способности к общению. Не получив ожидаемого признания, ребенок отстраняется от реальности и начинает уходить в мир фантазий. В этом случае воображение служит ему защитным механизмом, позволяя получить признание, которого ему не хватает в повседневной жизни. Это стремление всегда находит отражение в детских фантазиях и замкнутости. Чтобы изменить подобное поведение, взрослым следует активно поддерживать ребенка, проявлять к нему интерес и уделять внимание его достижениям.












