Как научить ребенка рисовать

Рубрики:

Формирование ребенка начинается еще в период внутриутробного развития, оно осуществляется последовательно и затрагивает различные аспекты. В первые годы жизни главным занятием малыша становится изучение окружающего мира посредством приобретения независимых умений, таких как самостоятельное питание, удержание вертикального положения, ходьба, речь и сон. С двух лет ребенок начинает познавать мир через самовыражение, например, посредством рисования, пения, лепки, игр и формирования собственной точки зрения.

Все области и пути развития ребенка одинаково значимы для формирования его личности, поэтому родителям необходимо всячески поддерживать малыша в освоении различных умений, навыков и знаний. Зачастую вопросы, связанные с самостоятельным питанием или речью, не вызывают затруднений, но то, как научить ребенка рисовать, – вопрос, который беспокоит многих взрослых.

Каждый ребенок – талантлив

Многие родители считают, что отсутствие у них навыков рисования делает невозможным обучение ребенка. Поэтому они полагают, что начинать обучение стоит только тогда, когда ребенок сможет посещать занятия в художественной школе или на курсах рисования. Однако это убеждение не соответствует действительности.

Двухлетнему ребенку не нужно прививать профессиональное восприятие мира, гораздо важнее способствовать развитию его индивидуального взгляда на вещи и предметы, поддерживать формирование собственного стиля. И начинать стоит с простых шагов. Сперва – хаотичные линии и наброски, затем – элементарные изображения: растения, животные, дома, а в дошкольном возрасте – люди и сцены из повседневной жизни. Если ребенку понравится этот процесс, он будет стремиться к рисованию, повторяя его снова и снова, пока не будет доволен результатом.

Условия для творческого развития

Детям, которым предоставлены все нужные возможности для рисования и творчества, гораздо легче освоить самовыражение через рисунок. Речь идет не о занятиях с частным преподавателем трижды в неделю, а о простом наличии бумаги, карандашей, красок и фломастеров. Важную роль в развитии ребенка также играет мама, которая не расстраивается из-за краски на одежде или рисунков фломастером на коже малыша.

Чтобы ребенок начал увлекаться рисованием и получал радость от этого занятия, родителям стоит учитывать определенные моменты. Ведь творческий процесс может проявляться не только на бумаге, но и на других поверхностях, а краски можно использовать не только кистью, но и руками.

Для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду существуют простые способы:

  • дать ребенку большое полотно старых обоев или лист ватмана, расстелить его на полу и позволить фантазии малыша не ограничиваться маленькими размерами альбома;
  • купить пальчиковые краски, которые специально предназначены для детской кожи, не вызывают аллергии и легко смываются водой;
  • застелить стол клеенкой или газетными листами, тогда даже если рисунок выйдет за границы листка, мебель не пострадает.

Процесс обучения

Воспринимать информацию и усваивать новые навыки дети разного возраста должны по-разному. Изучение геометрических фигур еще неактуально для годовалого ребенка, а для пяти-шестилетнего малыша рисование простых кругов и квадратов может показаться неинтересным. Если родители поймут особенности детского восприятия в зависимости от возраста, им будет легче понять, как обучать ребенка изображению различных объектов.

1-2 года

В этом возрасте ребенок с интересом изучает разнообразие цветов в окружающем его мире. Поэтому цветные карандаши и краски станут для него желанными игрушками. Предлагать раскраски малышу в этом возрасте пока нецелесообразно, так как он вряд ли поймет, что необходимо рисовать только внутри заданных контуров. Однако чистый лист бумаги быстро заполнится уникальным взглядом на мир, который видит маленький художник.

Родители могут принять участие в этом, например, пытаясь придать смысл неясным линиям, превратив их во что-то узнаваемое. Ребенок будет радоваться, увидев, как его рисунки превращаются в изображение кошки или цветка с пчелкой.

2-5 лет

Поощрение постоянного развития умения изображать окружающие предметы – важный аспект развития ребенка. Даже сейчас он может нарисовать дерево или автомобиль, хотя качество работы может быть несовершенным.

Не нужно критиковать начинающего художника и указывать на неточности в изображении. Подражание реальности придет со временем, сейчас важно дать ребенку возможность выражать свое восприятие окружающего мира в свободной форме.

Обучение ребенка аккуратному и безошибочному изображению геометрических фигур может быть увлекательным. Например, можно продемонстрировать, как из круга можно создать солнце или цветок, а из квадрата – домик или грузовик. Подобные занятия помогут юному художнику замечать уникальность и неповторимость даже в самых простых предметах.

В этом возрасте малыши часто проявляют интерес к раскраскам. Это объясняется тем, что черно-белый рисунок в альбоме выглядит почти безупречно, и если ребенок добавит к нему свои цвета, он превратится в настоящий шедевр. По завершении работы у малыша появляется чувство гордости за созданную им красочную картинку. Необходимо избегать чрезмерного увлечения раскрасками. Для этого можно предложить ребенку сначала воспроизвести рисунок из альбома, а затем разукрасить его по своему вкусу.

5-8 лет

В этом возрасте дети склонны обращать внимание на незначительные особенности окружающих предметов и переносить их на свои рисунки. Ассортимент используемых инструментов также расширяется: к ним могут присоединиться простые карандаши, ручки, мелки. Изображения становятся более выразительными, и главная цель ребенка – добиться реалистичности. Нарисованная машина напоминает автомобиль отца, собака похожа на знакомую дворнягу, а на маме изображено платье, как у нее обычно бывает.

В этом возрасте целесообразно начать рассматривать возможность посещения художественной школы. Рекомендуется подготовить несколько детских рисунков и обратиться на консультацию к преподавателю. Во время беседы с педагогом необходимо понять, какая задача обучения преследуется: просто интересно провести время ребенку или дать ему профессиональные навыки в рисовании.

Методы правильного обучения

Чтобы помочь ребенку освоить красивое рисование, важно объяснить ему, что любой, даже самый замысловатый рисунок, создается из базовых составляющих. Любое животное можно представить как сочетание кругов, овалов и четких линий. Сперва необходимо научиться распознавать и выделять эти элементы, а затем находить и воспроизводить их. Со временем этот процесс станет естественным.

Положительное подкрепление со стороны взрослых также играет значительную роль в эффективном обучении, однако важно соблюдать меру. Поощрять ребенка стоит лишь за качественно выполненные работы, а самые удачные рисунки можно оформить в рамки и развесить на стене.

Когда у начинающего художника не все получается, не следует резко критиковать его работу. Лучше сказать что-то ободряющее: «Если бы ты уделил больше внимания изображению ушек котика и подобрал их размер в соответствии с цветочком, рисунок был бы похож на фотографию!» Так ребенок поймет, что его работу можно улучшить, и это не повлияет на его стремление к обучению.

Неправильным подходом со стороны родителей может быть стремление любой ценой научить ребенка рисованию, даже если у самого малыша нет особого желания этому учиться. Заставляя и принуждая, сложно добиться значительных успехов. Поэтому целесообразнее учитывать творческие способности и интересы ребенка. Если он с энтузиазмом рисует, постоянно ищет для этого возможности и получает удовлетворение от занятия, стоит рассмотреть возможность углубленного обучения, посещения художественной студии и более внимательного подхода к этому вопросу. В таком случае из ребенка может вырасти увлеченный человек, обладающий уникальным восприятием окружающего мира.