Что умеет ребенок в 5 месяцев

Рубрики:

В пятимесячном возрасте ребенок все увереннее и стремительнее осваивает физические навыки, что делает этот период ключевым для психологического развития. Его организм становится сильнее и более податлив к различным движениям, что позволяет говорить о формировании первых проявлений социального характера.

Общее развитие

К этому моменту ребенок прибавил в весе, превысив показатели, зафиксированные при рождении, и его вес, вероятно, составит от 6 до 7 кг. К концу пятого месяца можно начинать прикорм, так как он способен удерживать во рту, пережевывать и проглатывать более плотную пищу, чем грудное молоко. В это время меняется и режим дня: многие мамы переходят на шестиразовое питание, при котором интервалы между приемами пищи не превышают 4 часа. Также происходят изменения в режиме сна: малыш спит не более 16 часов в сутки, включая 10 часов ночного сна и остальное время днем.

К пятимесячному возрасту ребенок способен самостоятельно различать людей, входящих в его ближайшее окружение, и определять, кому он доверяет, а кого стоит избегать, что может проявляться в недоверии к посторонним. Он перестал игнорировать окружающих и может не сразу отреагировать согласием на предложение незнакомца взять его на руки. Сила привязанности к родителю настолько велика, что появление нового человека вызывает у него напряжение, по крайней мере, до момента привыкания. К концу пятого месяца ребенок хорошо воспринимает интонации голоса матери: ласковое обращение вызывает у него улыбку, а ругань или гнев могут спровоцировать плач.

К пяти месяцам, какие умения уже развиваются у ребенка

Учитывая столь юный возраст, ребенок обладает навыками, характерными для данного этапа развития:

  • Он непрерывно пытается достичь большего, что, конечно, кажется нереальным. Однако, если оказать ему поддержку на короткое время, он сможет удержаться.
  • В указанный период ребенок, при необходимости, удерживается в сидячем положении с посторонней поддержкой, а также может самостоятельно сидеть и подтягиваться, опираясь на ручки.
  • Ребёнок теперь сам способен выбирать игрушки, которые вызывают у него больший интерес.
  • Он намеренно захватывает предметы руками, фиксируя их, при этом большой палец располагается напротив других пальцев.
  • Малыши в этом возрасте уже способны четко произносить разнообразные звуки, включая агуканье, и с удовольствием слушают собственные звуки, поскольку им это доставляет удовольствие и вызывает интерес.

На пятом месяце жизни дети демонстрируют значительный прогресс в развитии двигательных навыков. Они уже через месяц начинают самостоятельно сидеть и даже ползать. Поэтому, уход и развитие малыша включают в себя лечебную гимнастику и массаж, которым стоит уделять хотя бы 10 минут в день – результат не заставит себя ждать. В этот период важно помогать ребенку, так как он учится контролировать свои движения, и гимнастика играет важную роль в этом процессе.

Жизнь малыша

В этом возрасте дети спят более продолжительное время, некоторые даже досыпают до одиннадцати утра. В периоды бодрствования можно найти всего семь минут для занятий физкультурой или гимнастикой, но важно не переутомлять ребенка.

Иногда у детей этого возраста начинают прорезываться зубы, поэтому маме стоит заранее подготовить специальные игрушки для облегчения дискомфорта. В это время прогулки становятся более увлекательными для малыша, поскольку ранее он обычно спал на улице, а теперь с любопытством исследует окружающую обстановку.

В возрасте пяти месяцев ребенок демонстрирует реакцию на происходящее вокруг, ранее отмечались лишь положительные и отрицательные эмоции, теперь же малыш способен испытывать грусть или радость, настороженность или веселье, страх или возбуждение.

Среди издаваемых звуков родители стараются понять, что хочет сказать малыш. К тому же, в этом возрасте ребенок может выражать свое недовольство, например, громко кричать или плакать. Это может случиться, если у него отнять любимую игрушку или уложить спать, когда он еще не готов к этому.

Игры помогают взрослым обучать детей взаимодействию с окружающими предметами, и это не только полезно, но и существенно, поскольку таким образом формируются у ребенка восприятие и мышление, а также происходит его познание мира.

Важно! По мнению экспертов, для игр рекомендуется выбирать красочные игрушки, которые наверняка привлекут внимание ребенка и вызовут больший интерес.

В процессе игры с мячом можно продемонстрировать, что с предметом не только бросают, но и катят. Колечки надеваются, а при нажатии на животик зайчика он заводит песню или рассказывает сказку, стишок. Ребенок не сразу воспроизведет все действия взрослого, сначала он будет внимательно наблюдать, затем начнет действовать по-своему, и лишь спустя некоторое время он сможет выполнять все точно так, как увидел изначально. В возрасте пяти месяцев малыш начинает подражать взрослым, воспроизводя звуки, но при этом сохраняя собственную интонацию. Его лепет уже не ограничивается одним звуком, теперь это более сложные слоги.

Питание и сон

В настоящее время врачи-педиатры советуют матерям продолжать грудное вскармливание, однако в этом возрасте дети часто легко отвлекаются на посторонние звуки, и это трудно изменить – это индивидуальная особенность. В пятимесячном возрасте ребенок может начать проявлять повышенный интерес к пище, которую ест мама, и тянуться к тарелке или столовым приборам, чтобы попробовать. Можно позволить ему облизать ложку, но при этом следует выбирать наиболее безопасный продукт из рациона взрослых.

В определенных ситуациях педиатры могут рекомендовать начало введения прикорма, однако это возможно лишь при наличии веских оснований, например:

  • У мамы наблюдается недостаточная секреция грудного молока.
  • Ребёнок недостаточно набирает вес, часто капризничает и проявляет признаки нервозности, что влияет на его насыщение.
  • У ребенка нередко возникают боли в животе, его беспокоят запоры и неудовлетворительный стул.
  • После каждого кормления у младенца нередко возникают срыгивания.

Режим сна у детей может существенно отличаться: одни просыпаются или засыпают раньше, другие – позже. Часто дети сбиваются с режима, путая день и ночь, однако у тех, кто засыпает вечером, сон обычно продолжительнее, чем дневной.

Дополнительное развитие

В этом возрасте важно уделить особое внимание развитию опорно-двигательного аппарата, необходимо выполнять специальные упражнения для укрепления мышц спины, что будет способствовать формированию навыков правильной осанки. Также следует помогать в развитии умений перевернуться с живота на спину и обратно. Ежедневно рекомендуется проводить 20–30 минут гимнастики, что особенно эффективно в сочетании с массажем. Во время выполнения упражнений важно соблюдать счет, чтобы помочь ребенку развить чувство ритма, для чего можно использовать ритмичную музыку.

Приседания с прогибом позвоночника допустимо выполнять всего один раз в день. Когда ребенок лежит на спине, большие пальцы необходимо поместить в его ладошки, а запястье зафиксировать остальными пальцами. Затем руки малыша слегка разведите в стороны и подтяните его к себе, чтобы он смог сесть. После этого поднимите руки вверх и удерживайте их одной рукой, не прилагая усилий. Пальцами второй руки нужно провести вдоль позвоночника снизу вверх, чтобы у ребенка сработали рефлексы, и он выпрямил спинку. Завершите упражнение, вернув ребенка в исходное положение лежа, придерживая его головку на спинке.

В пятимесячному ребенку еще рано ползать, однако он уже делает первые попытки, пытаясь дотянуться до любимой игрушки. Родители могут способствовать развитию этих навыков, используя специальные упражнения. Например, можно расположить игрушку на небольшом расстоянии от ребенка, в пределах его досягаемости, и создать опору для ножек с помощью ладоней. Так ребенок будет стремиться ползти и дотянуться до игрушки, что станет прекрасной гимнастикой для укрепления мышц.

Массаж в этом возрасте может быть более интенсивным, и допускается использование не только растираний, поглаживаний или вибраций, но и пощипываний, разминания кожи, а также техник, имитирующих работу щипцов и валяния.

Общаясь с ребенком, сидящим на руках, важно не только рассказывать и показывать окружающие предметы, но и проявлять осторожность, поскольку в этом возрасте дети склонны тянуть все в рот. Поэтому все игрушки и предметы, находящиеся рядом, должны быть не только чистыми, но и безопасными. Пятимесячному малышу можно на короткое время предоставить возможность находиться самостоятельно в манеже, чтобы избежать чувства изоляции и ограничения, что может отбить у него желание изучать мир.

Игры для детей

Многим детям в этом возрасте очень нравятся игры со звуками. Родители могут, к примеру, имитировать голоса животных, показывая картинки и воспроизводя соответствующие звуки. Развитию памяти способствуют чтение коротких стихов и нежное произношение слов, сопровождаемое прикосновениями к различным частям тела, таким как нос или щёки.

С ребенком раннего возраста можно играть, например, перед зеркалом. Когда он сидит на руках, мама машет ему рукой в отражении, можно даже использовать игрушку. Малыш будет постоянно пытаться дотянуться до нее в зеркале, поскольку до полутора лет он еще не осознает, что видит лишь отражение.

Для стимуляции тактильного восприятия можно изготовить самостоятельно несколько подушечек разных цветов. Когда ребенок будет лежать на животе, ему следует трогать, рассматривать и изучать каждую из них. По мере роста можно предложить сортировать подушечки по цветам или узорам.

Мама, увлекающаяся шитьем, сможет изготовить для ребенка мягкую книжку с аппликациями из различных тканей, украшенную пуговками или шнурками, липучками и другими декоративными элементами.