Формирование мелкой моторики у детей имеет большое значение, поскольку области мозга, контролирующие движения пальцев, находятся в тесной взаимосвязи с речевыми центрами. Таким образом, занятия, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют развитию речи ребенка, укрепляют память и подготавливают руки к выполнению более сложных задач, таких как письмо и самостоятельное застегивание пуговиц.
До начала школьного обучения развитие ребенка преимущественно осуществляется через игру. Далее мы рассмотрим несколько эффективных упражнений, направленных на развитие моторики пальцев и речевых навыков у детей.
Упражнения
Занятия проводятся с использованием доступных предметов и продуктов. Ниже представлены примеры упражнений.
С прищепками
Задание для малыша заключается в том, чтобы украсить картонную фигурку животного или любой другой предмет прищепками. Сначала прищепки нужно надеть на предназначенные для них места, а затем ребенок снимает их. Важно следить, чтобы малыш не отрывал прищепки, а именно снимал их, используя пальчики. В дальнейшем можно усложнить это упражнение, предложив ребенку рассортировать прищепки по цветам на разноцветном круге.
Сортировка крупы
Действительно, подобное занятие может показаться ребенку монотонным. Поэтому мы будем использовать игровую форму. К примеру, можно предложить отсортировать фасоль и гречку, чтобы угостить курочку и петуха. Другой вариант – выстроить в ряд картинки петуха, курицы и цыпленка. В корзинку первого мы положим фасоль, второго – горошину, а цыпленку – самое маленькое зернышко гречки.
Предлагаем еще одно упражнение с крупой. Поставьте перед малышом две миски. В одну из них насыпьте гречку или другую крупу. Дайте ребенку пластиковую ложку и предложите пересыпать содержимое в пустую миску. Занятия с крупами хорошо проводить на кухне. Например, когда мама готовит обед, а малыш отвлекает ее, можно дать ему мисочку с зернышками, чтобы продолжить приготовление в спокойной обстановке. При этом ребенок обязательно должен находиться в поле зрения.
Используя крупы, можно организовать игру «Мешочки». Для этого в тканые мешочки насыпают фасоль, гречку, пшено и рис, затем их зашивают или завязывают. Ребенку предлагается ощупать мешочки и определить, какая крупа находится внутри. Это развлечение подойдет для детей от трех лет.
Рисование ватными палочками
Многие дети берут ручку или карандаш неверно. Чтобы помочь им освоить правильный захват, предложите ребенку порисовать ватной палочкой – обычно они держат ее верно. Затем дайте задание ставить точки на платье нарисованной принцессы или на другом рисунке. Так рука постепенно будет приобретать нужные навыки.
Можно также начать с игрового упражнения, например, «вылечи зуб». На изображенном карандашом зубе рисуется кариес. Затем на пораженные участки наносится клей. Предложите ребенку при помощи ватной палочки приклеить кусочки ваты.
Рисование на манке
На ровную тарелку высыпается слой крупы. Затем предложите ребенку нарисовать солнышко, дождик, тучи и другие изображения. При выполнении этого задания осуществляются массажные движения пальчиков. Это задание можно представить как проведение раскопок в гречневой крупе. Высыпьте крупу в миску и спрячьте в ней несколько небольших игрушек. Попросите ребенка найти их.
На черном листе бумаги создаем снежинку с помощью клея ПВА. Теперь ребенок может посыпать контуры рисунка манкой. Когда клей высохнет, удаляем излишки крупы – аппликация готова! Подобным образом можно создавать не только снежинки, но и любые другие узоры.
Лепка из мягкого пластилина
Наверное, нет более любимого занятия для маленьких детей. И это, к тому же, очень полезно! Ребенок может формировать из пластилина колбаски и создавать шарики. Не менее полезно и распределение пластилина по поверхности бумаги. Например, можно предложить нарисовать варежку. Ребенок распределяет пластилин внутри очертаний. Затем попросите его украсить варежку фасолью, пшеном, фигурной пастой и другими подобными материалами.
Для начала создадим простую фигурку. Из пластилина лепится шарик, который станет ежиком. Далее ребенок может вставить в него спички, изображая иголки. В целом, таким способом можно изготовить любое, даже вымышленное животное. Поощряйте проявление фантазии у ребенка.
Из подручных материалов
В глубокую миску налейте воду и поместите в нее множество мелких предметов. Предложите ребенку извлекать их по одному.
Мелкие предметы, такие как фасоль, можно опускать в отверстия. Для привлечения внимания малыша можно использовать пластиковую бутылочку из-под йогурта, в которой проделывается отверстие. Рядом с отверстием приклеивается картинка птички. Предложите ребенку покормить птичку через это отверстие. Детям будет интересно выполнять подобное задание!
Начните с того, что нарисуйте на бумаге очертания животного или цветка. После этого покройте рисунок клеем ПВА. Попросите ребенка разорвать разноцветные салфетки на небольшие кусочки и приклеить их на бумагу, располагая произвольно. Подобным образом можно воссоздавать и другие пейзажи, например, море, лес или облака.
Во время прогулок рекомендуется чаще угощать птиц черствым хлебом или пшеном. Детям это занятие доставляет большое удовольствие! Если же нет возможности выйти на улицу, покормить птицу можно и дома. Для этого на большом листе бумаги рисуют птицу. Ребенку дают крупу и просят, например, покормить курочку. Он будет сыпать зернышки на лист бумаги. Как только птица насытится, она обязательно поблагодарит и улетит.
Правила выполнения
Для того чтобы занятия приносили удовольствие и были удобны как ребенку, так и его родителям, необходимо соблюдать определенные рекомендации:
- Создайте для ребенка удобное рабочее пространство, оборудуйте его небольшим столиком и стульчиком.
- Начинайте занятия с ребенком только при его позитивном эмоциональном состоянии. В противном случае, развивающие упражнения могут вызывать у него неприятные чувства.
- Чтобы воспитать в ребенке привычку к организованности, после выполнения заданий обязательно вместе соберите все используемые материалы и уберите их на место. Также рекомендуется создать специальную папку для хранения детских рисунков и поделок.
- Крайне важно не оставлять детей без присмотра. Особенно стоит опасаться мелких предметов, представляющих опасность, так как ребенок может проглотить их или засунуть в нос.
- Включите задорные детские мелодии, чтобы занятия проходили в радостной атмосфере.
- Если ребенок отказывается от игры, не оказывайте на него давление. Лучше предложите вернуться к ней в другой момент.
Мы предоставили вам несколько новых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у ребенка. Надеемся, что они позволят вам сделать досуг малыша более интересным и полезным.