Как помочь ребенку освоиться в новой школе

Рубрики:

Родители нередко заранее обдумывают выбор школы для своих детей. Они рассматривают варианты с ранним изучением иностранных языков, начиная со второго класса, или школы, выпускники которой успешно поступают в известные вузы. Многие из них обеспокоены возможным травлей ребенка в новой образовательной среде.

Адаптация ребенка в школе

Школа – это не только учреждение, где дети получают образование. Это также среда, в которой они на протяжении многих лет взаимодействуют с одними и теми же людьми. Именно в школе ребенок приобретает значительный опыт общения, который определяет его представления о мире, взаимоотношениях с окружающими и ожиданиях, предъявляемых к нему.

Если образовательное учреждение прививает детям мысль о том, что не стоит выделяться из общей массы, поскольку это может привести к насмешкам, и что открытое проявление уязвимости и доверие к людям чревато опасностью, то какой смысл в существовании подобной школы? Один из психологов рассказывал о случае из своей школьной практики: во время перемены он увидел, как четверо восьмиклассников избивают лысого одноклассника в углу коридора. Подойдя сзади и схватив ближайших за воротник, он строго спросил: «Что здесь происходит?» Звонок на урок прозвенел, и мальчишки разошлись по классам. После этого состоялась важная беседа, но не с учениками – ни с жертвой, ни с нападающими, а с преподавателями. Пока психолог не вмешался, мимо прошли две учительницы, отвернувшись от происходящего и сделав вид, что ничего не заметили. Никто не предпринял никаких действий. Какие объяснения они бы предоставили в свою защиту? Они утверждали, что «это нормально», «мальчику необходимо уметь защищаться», «дети бывают жестоки». К счастью, они не стали говорить, что он сам виноват. А если бы это был не лысый мальчик, а, например, девочка с избыточным весом или очень способная ученица? Если ребенок отличается чем-то, что он может изменить, то учителя в такой школе утверждали бы, что человек, которого обижают, бьют, дразнят, распространяют о нем слухи и неприятности, объявляют бойкот, высмеивают, «сам провоцирует». Следует избегать подобных ситуаций.

Травя в школе: ранняя дедовщина

Необходимо развеять несколько распространенных заблуждений о школьной травле. Мы говорим не только о «детях-изгоях». Утверждая, что речь идет о «детях-изгоях», мы, по сути, признаем, что причина проблемы в них самих. Школьная травля – это способ самоутверждения группой или отдельным человеком посредством систематического унижения другого. В последние годы зарубежные психологи стали уделять больше внимания этой проблеме. «Дедовщина» в армии, «опускание» в местах лишения свободы, моббинг на рабочем месте – все это различные формы травли.

Миф первый. Издевательства – обычное явление в процессе взросления.

Научные изыскания подтверждают, что издевательства и унижения со стороны одноклассников в школе не менее вредны, чем другие проявления агрессии. Насилие нельзя считать допустимым явлением. Если кто-то считает травлю нормой, он лишает жертвы необходимой поддержки и одобряет действия обидчика. Результаты опроса школьников свидетельствуют о том, что они крайне негативно воспринимают травлю и хотят видеть решение этой проблемы.

Миф второй. Педагоги способны определить, кто является агрессором, а кто пострадал.

Педагоги обычно фокусируются на очевидных признаках травли, таких как прямое физическое насилие. Ответственность возлагается на того, кто прибег к грубой агрессии. Однако, не всегда учитывается, как жертва провоцировала своего обидчика. Обидчики нередко проявляют хитрость и изворотливость, что может привести к тому, что наказание понесёт невиновный.

Миф третий. Неизбежно травлю переживут дети, вне зависимости от их принадлежности к той или иной социальной группе.

Судя по всему, ситуация именно такая, и это оправдывает бездействие взрослых, демонстрируя крайне негативный пример. Буллинг – это дисбаланс сил, с которым ребенок не способен справиться самостоятельно. Он будет усиливаться там, где взрослые игнорируют проблему и отвергают тех, кто не похож на них. Это проявление ксенофобии.

Миф четвертый. Буллинг – явление, свойственное любой социальной группе.

Буллинг возникает, когда людей вынуждают находиться в одной группе, игнорируя их индивидуальные особенности и предпочтения. Объединение происходит по формальному признаку, например, по году рождения, и лишает людей возможности самостоятельно выбирать, с кем они будут общаться. Многие жертвы травли описывают школьные годы как период заключения или заточения. В школах с демократичным управлением и профильными классами случаи буллинга встречаются крайне редко. Иногда ребенок, столкнувшись с травлей, может оказаться на грани срыва. В средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о случаях, когда кто-то заканчивал жизнь самоубийством, приносил оружие в школу или наносил увечья одноклассникам. Такие истории – закономерный итог травли: жертва не выдерживает и решает отомстить обидчикам. В некоторых случаях жертва может покончить жизнь самоубийством.

Миф пятый. Буллинг возникает вследствие того, что ребенок отличается от его окружения.

Каждый ребенок обладает уникальными особенностями, которые могут сделать его уязвимым для издевательств. Проблема травли существует из-за того, что некоторые дети или взрослые полагают, что самоутверждение подобным образом приемлемо. Достаточно одного такого, проявляющего инициативу, человека в школе, чтобы создать неспокойную атмосферу для окружающих.

Миф шестой. В процессе издевательств участвуют две стороны: тот, кто обижает, и тот, кто подвергается издевательствам.

В ситуациях, связанных с травлей, задействованы все, кто в курсе происходящего. Помимо жертвы и агрессора, существуют свидетели, на которых травля оказывает влияние, пусть и несколько иным, но не менее значительным, чем на пострадавшего. Однако, этому аспекту обычно не уделяется должного внимания, и пережитый опыт наблюдения за травлей негативно сказывается на людях, даже если они не осознают этого. Невозможно не удивляться тому, что призывы о помощи, доносящиеся из близлежащих домов, не вызывают сочувствия, поскольку люди считают, что это их не касается.

И жертва, и агрессор замечают присутствие свидетелей, которые реагируют по-разному: могут поддержать обидчика, встать на защиту жертвы или оставаться нейтральными. Последний вариант – наиболее типичный. Наблюдатели, не вмешивающиеся в ситуацию, оказывают лучшую поддержку агрессору, а жертвы буллинга больше всего возмущены нейтральными свидетелями, поскольку они видят их реакцию на беспомощность жертвы и их бездействие. По ее мнению, следует быть настороже с такими людьми, поскольку невозможно предсказать, когда они могут предать.

Миф седьмой. «Польза»: травля как жизненный урок.

Если взрослые полагают, что для адаптации к реалиям современного мира необходимо стать безразличными и жёсткими, то издевательства станут ценным опытом.

Основываясь на личном опыте, многие поступают именно так. Однако при этом люди утрачивают некоторые важные аспекты: доверие, самобытность, умение строить глубокие отношения. Эти качества оказываются скрытыми за маской, которую человек не снимает в условиях современной, сложной реальности.

Последствия школьной травли, включая озлобленность, черствость, недоверие и замкнутость, можно преодолеть лишь в окружении, поддерживающем индивидуальность и приоритетном сотрудничестве над конкуренцией. В таком обществе люди смогут постепенно смягчиться, однако, как показывает практика, пострадавшие от травли не всегда способны найти такую среду самостоятельно и нуждаются в поддержке.

Перевод в другую школу

Переход в новую школу – это всегда испытание для ребёнка, хотя порой альтернативы просто нет. Сперва в новой школе ребёнку будет некомфортно. Для того чтобы процесс адаптации к новым условиям был максимально лёгким, требуется соблюдение определённых требований:

В начале обучения в новой школе важно смягчить требования к ребенку. В новой школе и без того высокое давление: необходимо адаптироваться к новым одноклассникам, преподавателям и их ожиданиям, а также войти в новый коллектив. Зачастую в этот период наблюдается снижение успеваемости и изменение поведения ребенка. Дополнительные требования от родителей могут затянуть процесс привыкания к новой школе. Главная задача родителей – поддержать ребенка в этот сложный период его жизни.

  • Для родителей важно проявлять больший интерес к школьным делам своего ребенка, оказывать помощь при необходимости, причем речь идет не только о выполнении домашних заданий. Возможно, ребенку потребуется совет в вопросах общения с одноклассниками.
  • Родителям важно следить за тем, чтобы ребенок придерживался распорядка дня. В начале обучения в новой школе ему и без того будет непросто, а недостаток сна только усложнит ситуацию. Необходимо помочь ребенку организовать свой день, чтобы он мог уделять время как учебе, так и отдыху, при этом не перегружать себя.
  • С первых дней обучения в новой школе ребенок может столкнуться с недостатком общения, поскольку большинство его друзей остались в прежшем учебном заведении. Если место жительства не изменилось, ребенок сможет видеться с друзьями после занятий, однако смена школы часто приводит к ощущению одиночества: новые знакомства еще не сложились, а общение со старыми друзьями стало затруднительным. Родителям следует активно стимулировать взаимодействие ребенка с новыми одноклассниками, поддерживать его участие во внешкольных мероприятиях, экскурсиях и поездках.
  • Важно проявлять интерес к общению ребенка с одноклассниками, однако следует избегать навязчивости, так как допросы могут оказаться нежелательными.

    Для поддержания здоровых отношений между родителями и ребенком необходимо, чтобы он чувствовал себя комфортно и мог обратиться к ним за консультацией в вопросах взаимоотношений со сверстниками или просто рассказать о своих переживаниях.

  • В качестве альтернативы, можно организовать небольшое домашнее мероприятие, чтобы ребенок имел возможность неформально общаться со своими одноклассниками, а родители смогли узнать, кто еще учится с их сыном или дочерью. Если ребенок не проявляет желания, не следует его заставлять, так как, вероятно, в классе уже сложились определенные традиции, и праздник может оказаться не к месту.
  • Когда у ребенка что-то не получается, ему необходима поддержка родителей. Важно подбадривать его и хвалить за любые успехи, даже незначительные, не стоит воспринимать их как должное. В новой школе ребенок может испытывать неуверенность, поэтому особенно ценно признание его достижений, в первую очередь со стороны родителей.
  • Не менее важно поддерживать контакт с учителями. Регулярное посещение родительских собраний и активное участие в школьной жизни класса позволит вам получить всестороннее представление о том, как адаптируется ваш ребенок в новой образовательной среде.
  • Адаптация ребенка к новой школе может потребовать значительного времени, и она не происходит моментально, даже если ваш ребенок очень общителен. Изменившееся окружение, безусловно, вызывает у него растерянность. Не стоит торопить этот процесс, самое важное – это ваша поддержка и вовлеченность.

    Период адаптации также не должен быть чрезмерно продолжительным, поскольку временные трудности в обучении и недостаток организованности могут стать устойчивыми. Если ребенок долгое время не может освоиться в новом классе, испытывает проблемы с успеваемостью, не нашел друзей среди одноклассников и сожалеет о переходе в другую школу, важно поговорить с ним, чтобы определить причины его дискомфорта и понять, что мешает адаптации. В отдельных ситуациях целесообразно обратиться за консультацией к специалисту-детскому психологу.