Как справиться с капризами ребенка?

Рубрики:

Как только родители становятся отцами и матерями, они часто оказываются перед необходимостью разобраться с детским плачем. Естественно, возникает вопрос: является ли ребенок просто капризным, или же плач вызван какой-то более серьезной причиной?

По мере взросления ребенка родители нередко сталкиваются с тем, что не могут объяснить причины капризов и истерик, которые он устраивает, доводя до изнеможения всех членов семьи. Что делать в подобной ситуации?

Для определения подходящего решения в данной ситуации необходимо уметь различать моменты, когда ребенок просто выражает недовольство и капризничает, и случаи, когда его истерики являются признаком дискомфорта и указывают на наличие проблем.

Причины капризов

Если речь идет лишь о капризах, то что следует делать в данной ситуации, как действовать с ребенком, склонным к капризам, и каковы причины возникновения этих капризов?

Зачастую, в особенности молодые родители, оказываются в тупике.

Если ребенок привык добиваться желаемого с помощью крика и топанья ногами, он будет использовать эту тактику. Начиная с трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать себя как самостоятельную личность и активно исследует окружающий мир. Ему необходимо все пробовать на вкус, ощупывать, выяснять, как устроены вещи. Этот же метод он будет использовать и в отношении родителей: важна их реакция на его действия, какие слова они скажут или что сделают, если ребенок проявит непослушание. Желаемый результат малыш получает в процессе экспериментов с различными способами поведения. Поведение, которое принесет ему наиболее приятные результаты, он будет считать наиболее эффективным. Этот способ поведения прочно закрепится в его сознании и будет использоваться на протяжении длительного времени. Родители, сами того не желая, часто становятся жертвами собственного неправильного поведения. Стараясь не отказывать ребенку ни в чем, они тем самым формируют его характер, а затем начинают размышлять о том, как его перевоспитать.

Родительское внимание

Наиболее склонны к капризам дети, которые выросли в условиях чрезмерной опеки.

Постоянное внимание взрослых негативно сказывается на детской психике, вызывая утомление. Изначально ребенку может нравиться, что все вокруг сосредоточены только на нем, однако впоследствии такое повышенное внимание нередко становится причиной детских слез. Это естественная реакция незрелой психики на избыток внимания. Важно объективно оценивать частоту и характер общения с ребенком, чтобы предотвратить детские капризы.

Когда ребенок сталкивается с безразличием, он может начать капризничать, пытаясь таким образом добиться большего внимания. Малыши, которым не хватает материнской любви и заботы, могут испытывать задержки в развитии, проявлять раздражительность и капризность.

Непоследовательность родителей

Когда родители не придерживаются единой линии поведения, дети начинают капризничать. Ребенок растерян, если однажды мама позволяет ему играть в лужах, а в другой раз упрекает за то же самое.

Вклад бабушки в формирование у ребенка представления о том, что у нее можно сделать то, что запрещено мамой, также значителен. Отсутствие единой позиции у взрослых относительно правил поведения с ним, определения допустимого и недопустимого, оказывает негативное влияние. Стремясь адаптироваться к различным требованиям, ребенок создает дополнительную нагрузку на свою психику и нервную систему, что потенциально может спровоцировать нервные срывы и, как результат, капризы.

Не сталкиваясь с никакими преградами, ребенок вскоре осознает, что если заплакать и устроить истерику, его требование будет удовлетворено незамедлительно. Способность управлять своими эмоциями и желаниями у него крайне мала, а навык сдерживаться, когда очень хочется чего-либо, еще не развит. Такие дети, как правило, отличаются повышенной капризностью. Понимание слова «нельзя» малыш должен приобрести примерно в трехлетнем возрасте. Важно приучить его к самоограничениям и научить контролировать свои чувства. Однако, здесь требуется соблюдать меру: постоянные запреты могут сформировать из ребенка в будущем личность, неспособную к самостоятельному принятию решений и характеризующуюся слабоволием. Ограничения следует устанавливать только в отношении того, что представляет реальную опасность или вред для ребенка.

Завышенные требования

Родители часто стремятся воспитать из своих детей интеллектуалов и одаренных личностей, предъявляя к ним требования, превышающие их возрастные возможности. Несоответствие между возрастом ребенка и ожиданиями, а также непонимание методов воздействия, тоже является распространенной ошибкой. Капризы в подобной ситуации – это способ выразить протест против непосильных обязательств для детской психики. Чтобы избежать этих ошибок, родителям необходимо разбираться в возрастных особенностях детской психики на разных этапах развития и понимать, какие капризы свойственны каждому возрастному кризису. Родители, обладающие теоретическими знаниями, смогут быстрее определить, в чем нуждается их ребенок, и правильно отреагировать на каждый его каприз.

Как реагировать на капризы

В зависимости от возраста ребенка, его капризы также различаются. Младенец может плакать из-за дискомфорта или чувства голода. Это не является капризом, а способом привлечь внимание и попросить о помощи. В возрасте от трех до пяти лет ребенок переживает свой первый возрастной кризис. Этот период характеризуется повышенной эмоциональностью. Каприз рассматривается как закономерная психологическая реакция. В это время он более восприимчив, чем обычно, с точки зрения психической устойчивости, поэтому требует особого подхода и тактики взаимодействия.

Капризы до года

Обычно годовалый ребенок еще не умеет говорить, и плач – основной способ привлечения внимания взрослых. С его помощью он сообщает о голоде или дискомфорте, а также может выражать потребность в смене одежды. Это не проявление капризности, а сигнал, требующий внимания. Родителям важно наблюдать за ребенком, чтобы понять его потребности. Если ребенок не голоден, не испытывает дискомфорта от влажной одежды, но продолжает плакать и беспокойно двигать ножками, вероятно, у него болит живот. Это не является признаком заболевания, а скорее указывает на наличие газов. Небольшой желудок еще не полностью сформирован и может плохо переносить пищу или смесь. Чтобы облегчить состояние ребенка, можно положить его животиком на теплую пеленку или прижать к себе, что, вероятно, успокоит. Встречаются ситуации, когда ребенок действительно заболевает. Отказ от еды и плохое настроение – возможные признаки нездоровья, требующие консультации с врачом. Когда ребенок выздоровеет, капризы прекратятся.

Капризы в возрасте 1 года

Упрямство и капризность могут проявиться у ребенка уже в раннем возрасте.

Примерно год ребенок начинает осознавать, что слезы помогут ему добиться желаемого. Если в возрасте одного года малыш не усвоил, что такое запрет, или родители непоследовательно то запрещают, то разрешают одно и то же, в будущем он будет использовать подобную тактику для удовлетворения своих потребностей, и капризы станут регулярными.

В возрасте одного года ребенок столкнется с первым кризисом. К этому моменту он начинает осознавать себя как личность, обладая определенным опытом и умениями. Это требует изменения подхода в общении между ребенком и родителями. Малыш начинает говорить, ходить и воспринимает окружающий мир совершенно иначе. Именно это становится причиной увеличения количества капризов.

Родители часто становятся причиной такого поведения. Ребёнок уже не желает постоянно находиться в кроватке или коляске. Ему нужно всё рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. И тут на него обрушиваются порицания и запреты. Как только он находит что-то интересное, звучит строгое «нельзя»! Естественно, ребёнок протестует, выражая свой протест криком. Другого способа он пока не знает. Все капризы, характерные для этого возраста, являются следствием неспособности выражать свои мысли и отсутствия взаимопонимания с родителями.

В определенные моменты жизни дети могут проявлять капризное поведение. Важно выяснить, что вызывает такие проявления. Зачастую малыши капризничают во время кормления. Возможно, ребенок испытывает дискомфорт в каких-либо ситуациях. К примеру, он может не хотеть купаться, если в прошлый раз вода оказалась слишком горячей или в глаза попала мыльная пена. Эти негативные переживания остаются в его памяти, и он стремится избежать их повторения. Однако, не располагая достаточным словарным запасом, малыш выражает свое недовольство капризами. Изменения в окружающей среде, усталость или болезнь также нередко становятся причиной капризов у детей во втором году жизни. Не следует настаивать на своем, лучше проявить терпение. Ребенок вскоре перестанет помнить об этих неприятных ощущениях.

Капризы в 2 года

В возрасте двух лет ребенка еще можно научить меньше капризничать, переключая его внимание на что-то другое. Отвлекаясь, малыш перестает помнить, почему он расстроен. Рекомендуется также предоставить ему больше самостоятельности, чтобы он мог пробовать что-то новое: самостоятельно одеваться, снимать ботинки, учиться есть ложкой, свободно передвигаться. При этом важно убрать все предметы, представляющие опасность для ребенка. Ведь он, несмотря на свой юный возраст, обладает стремлением к познанию и открытиям, а также испытывает эмоции и имеет желания.

Капризы в 3 года

К трехлетнему возрасту тактика общения, как правило, уже сформирована.

Уже сформированы представления о себе и окружающем мире. В первые три года жизни ребенок развивается с беспрецедентной скоростью. Самооценка малыша в этот период несколько завышена, и это вполне естественно. Для этого этапа развития свойственны настоящие капризы, которые могут вызывать у родителей беспокойство. Благодаря интенсивному эмоциональному развитию и активному познанию мира, трехлетний ребенок более болезненно реагирует на конфликтные ситуации. Поэтому капризы становятся более эмоциональными. Даже самые спокойные дети начинают проявлять свой характер: могут упасть на пол, закричать, разбросать все, что окажется под рукой. В подобной ситуации родители часто чувствуют растерянность и не знают, как действовать. Особенно если это происходит в общественном месте, на виду у окружающих. Некоторые пытаются прибегнуть к силе или наказанию, что только усугубляет проблему.

Капризы в пять лет

Подобное поведение характеризуется тем, что ребенок значительно повзрослел, как в физическом, так и в психологическом плане, и намеренно манипулирует родителями, прибегая к истерикам. Ему хорошо известно, что слезы, крик и топот способны оказывать действенное воздействие.

Ребенок, находящийся в состоянии истерики, способен склонить родителей к уступкам.

Особенно неловко обходится «выступления» в присутствии посторонних. В таких ситуациях родители готовы пойти на любые уступки, лишь бы ребенок прекратил шум. Едва ли можно не посочувствовать таким родителям: воспитав ребенка до пяти лет, они не знают, какие приемы использовать для взаимодействия с ним. Часто встречаются проявления напора или повышение голоса, когда родитель пытается успокоить ребенка. Объяснить, что необходимо выражать свои нужды спокойным тоном, а не с помощью истерики, им не приходит в голову.

Для многих родителей силовые методы воспитания кажутся наиболее эффективными. Однако, используя их, родители могут нанести серьезный вред формирующейся психике ребенка. Гораздо продуктивнее действовать разумно: реагировать спокойным тоном на адекватные просьбы ребенка и игнорировать истеричные требования. Ребенок прежде всего перенимает поведение родителей. Если родители начинают кричать в ответ на его крик, он усваивает, что проблемы можно решать только таким образом.

Даже самому маленькому ребенку известно: стоит лишь поплакать – и он получит желаемое, в то время как капризы пятилетнего малыша – это осознанные действия, направленные на достижение цели. Дети часто копируют поведение взрослых и способны к анализу. Поэтому авторитарные методы воспитания в данном случае нежелательны. Необходимо много общаться с ребенком. Предложите ему объяснить, зачем он просит ту или иную вещь.

Необходимо сразу пресекать любые попытки манипулирования вами. Если просьба ребенка не может быть выполнена, важно просто и понятно объяснить причину, чтобы он понял. Со временем ребенок осознает, что крик не является необходимым способом достижения цели, и не каждое желание можно осуществить. Понимая причину отказа, он не будет воспринимать ее как серьезную травму. Отсутствие негативных эмоций станет основным способом решения проблемы капризов.

Как перевоспитать избалованного ребенка

Не редкость то, что даже самые тихие и послушные дети начинают проявлять бурный характер с наступлением определенного этапа развития. Родителям необходимо знать, как действовать в ситуациях кризиса, а также справляться с истериками и капризами, чтобы успешно воспитать ребенка.

В первую очередь требуется решительность. Сопротивление необоснованным порывам – это ключевой момент.

Необходимо избегать уступок ребенку, поскольку, осознав, что капризы позволяют добиться желаемого, он будет повторять их по любому поводу. Каким же образом лучше действовать, если малыш все-таки устраивает истерику? Следует попытаться переключить его внимание на что-то иное. Ребенка нужно обнять, поцеловать и выразить свою любовь. Нельзя уступать ребенку, чтобы в конечном итоге он не получил того, что хочет. Если ребенок не успокаивается, не стоит повышать голос, просто оставьте его наедине с собой, попросту игнорируйте его. Капризничать будет не перед кем, а это совсем не интересно. Через некоторое время он вдоволь поплачет, поворчит и успокоится. После этого можно объяснить ребенку, что вас расстроило его поведение.

  • Что делать, если ребенок перестал просто капризничать и перешел к истерике с биением? В первую очередь, важно сохранять собственное спокойствие. Также не стоит обращать внимание на окружающих, особенно если вы находитесь в общественном месте, например, в торговом центре. Присядьте рядом с ребенком, чтобы находиться на одном уровне. Это позволит ему подсознательно почувствовать, что вы не намерены оказывать на него давление. Разговаривайте тихим, но твердым голосом, чтобы малыш ощутил вашу уверенность. Попытайтесь выяснить, что ему нужно, предложите ему объяснить, что случилось, не сквозь слезы и не с запинками, а четко и ясно. Подчеркните, что чем быстрее он успокоится и расскажет о своей потребности, тем быстрее вы сможете понять, что произошло. Если он топает ногами или пытается ударить, не отталкивайте его. Любые попытки ответить тем же – недопустимы. Силовые методы только вызовут раздражение, а ребенку необходимы поддержка и участие.
  • Обсуждение с ребенком о его нуждах и стремлениях – наиболее эффективный метод избавления от привычки капризов. Если вы отказали ребенку в чем-либо, необходимо обязательно объяснить причину, пояснить, почему определенные действия невозможны. Отказ от разговора, использование фраз вроде «нельзя» или «потому что так решила я», приведет к тому, что ребенок поймет, что добиться желаемого можно лишь путем приказов и требований. И будет действовать в соответствии с этим.

  • Лишь те методы, помогающие отучить ребенка от капризов, окажутся действенными, если они демонстрируют, что родители взаимодействуют с ним на взаимовыгодной основе, признают его личность, пусть и маленькую, уважают его и его стремление к независимости. Не следует выполнять за него те действия, которые он способен сделать самостоятельно: самостоятельно одеться и обуться, умыться и почистить зубы, а также помыть за собой посуду. Осваивая эти навыки, ребенок обретет большую уверенность в себе и сможет проявлять самостоятельность. Такое воспитание может обойтись дороже, чем пролитая вода или разбитая посуда.
  • Несколько советов для родителей

    Ребенку следует предоставлять возможность выбора. Например, если вы уверены, что малыш не станет надевать шапку на прогулке, не стоит настаивать на этом категоричным приказом. Гораздо эффективнее будет спросить: «Какую шапку ты хочешь надеть, красную или синюю?» Таким образом, у него сохранится чувство, что он сам принял это решение,

    сам выбрал какая шапка лучше, а то, что он вообще не хотел ее надевать, останется без внимания.

    Не стоит требовать от ребенка безоговорочного подчинения и следования вашим распоряжениям. Более эффективным подходом будет представить ситуацию так, будто вам требуется его помощь. Например, попросите: «Покажи мне, как правильно чистить зубы» или «научи меня мыть посуду». Это позволит ребенку почувствовать свою ценность. Он осознает, что ему нужны, и сможет поделиться своими знаниями с другими.

    В конфликтных ситуациях не следует акцентировать внимание на негативных последствиях, которые могут наступить в случае невыполнения требований. Вместо этого необходимо выделить поощрение, которое ждет ребенка за успешное выполнение задания. Например, «Если ты уберешь игрушки, ты сможешь посмотреть мультфильм». Таким образом, ребенок осознает, что неприятное дело неизбежно, но за ним последует что-то приятное.

    Родителям необходимо осознать, что капризы не появляются случайно. У них всегда есть конкретные причины. Некорректное поведение взрослых нередко поддерживает и усиливает их проявление. Неправильная реакция на капризы может нанести серьезный ущерб развивающейся психике, что негативно скажется на будущем ребенка. Ключ к успешному отучению от капризов – понимание возрастных особенностей психики ребенка:

    • Опыт, который был приобретен ребенком в три года, не окажет на него влияния в пять лет
    • Если предъявленные требования невыполнимы, то выполнить их невозможно ни при каких обстоятельствах
    • Соблюдение режима
    • Огромное терпение
    • Оптимальное соотношение между чрезмерным вниманием и его недостатком