С проблемой, когда дети разного возраста берут вещи без разрешения, даже зная, что это запрещено, знакомы многие родители. Воровство, а в серьезных случаях – клептомания, характеризующаяся неспособностью ребенка контролировать свои действия и поступать вопреки воспитанию и убеждениям родителей, встречается гораздо чаще, чем принято обсуждать. Родителям не всегда просто признать, что их ребенок проявляет склонность к воровству.
Действительно, это довольно часто встречающееся явление, которое не стоит воспринимать как нечто ужасное. Детская клептомания – это своего рода попытка разобраться, где проходит черта между понятиями «хорошо» и «плохо», выяснить, что можно делать, а что нет, и осознать разницу между личным и общественным».
Как выявить проблему
Для того чтобы родители могли оказывать влияние на поведение ребенка и понимать, когда необходима помощь специалиста, необходимо изучить причины воровства у детей в раннем возрасте и особенности его проявления.
Выявление признаков клептомании у ребенка возможно по следующим факторам:
- появление в доме чужих вещей или игрушек;
- пропажа денег из кошелька родителей или того места, где они в доме хранятся;
- подавленность, погружение в себя, угрюмость и молчаливость;
- проявления резкости в общении, раздражительность, резкая смена настроения;
- нарушения аппетита и сна.
Формирование личности — сложный процесс, требующий постоянных усилий.
Причины клептомании у детей
Чаще всего ребенок берет чужие вещи или игрушки без разрешения, потому что не понимает, допустимо ли это делать и почему не стоит. Обычно это происходит в возрасте от четырех до шести лет. После разъяснений родителей и нескольких бесед на эту тему, малыш осознает границы дозволенного и перестает брать чужое. Некоторые родители начинают рассказывать об этом гораздо раньше, уже в годик, когда ребенок пытается заполучить чужую лопатку в песочнице.
К причинам, вызывающим детскую клептоманию, относятся также:
- отсутствие надлежащего воспитания и контроля со стороны родителей, когда ребенок часто предоставлен сам себе и ответы на многие вопросы ищет самостоятельно;
- разногласия между мамой и папой, несогласованность мнения, в результате которого ребенок по собственному усмотрению решает, кого слушаться в каждой ситуации, и кто прав;
- сильное желание иметь что-то «как у другого» и при этом понимание, что родители такую вещь купят вряд ли – в такой ситуации может произойти порыв клептомании даже у воспитанного малыша;
- копирование поведения близких людей, например, родители приносят с работы какие-то вещи, там «ненужные» или воспитатель/учитель делает тоже самое;
- недостаток внимания со стороны родителей;
- отсутствие карманных денег, когда ребенок в том возрасте, что уже может ими распоряжаться и хочет иметь немного наличности, как у его друзей.
Он не несёт ответственности за своё поведение, поскольку считает его нормальным вследствие определённых обстоятельств. Необходимо выяснить причины такого поведения и попытаться внести в него изменения.
Детская клептомания в большинстве случаев не связана с психическими расстройствами. Однако, если она возникает на их фоне, это проявляется не только желанием присвоить чужие предметы, поэтому наблюдательные родители могут вовремя распознать проблему и обратиться за профессиональной помощью.
Что делать с ворующим ребенком
Когда родители обнаруживают у ребенка эпизод клептомании, им необходимо сохранять спокойствие и постараться понять чувства и переживания ребенка. Возмущение, наказания и дополнительные ограничения могут привести к обратному эффекту: детская клептомания будет сохраняться, но ребенок станет более скрытным. У ребенка есть одно стремление – быть успешным и счастливым, как и все остальные дети. Необходимо выяснить, почему он пытается достичь этой цели именно таким способом.
По мнению экспертов в области детской психологии, родителям следует использовать следующие подходы для работы с данным типом поведения:
- Вместо того чтобы предъявлять претензии и задавать вопросы, вызывающие обвинительный тон, важно проявить любовь и поддержку, независимо от поступков ребенка.
- В случае, если его вину не удалось подтвердить, и он не берет на себя ответственность за совершенное, можно рассказать о случае из жизни знакомого мальчика, который действовал подобным образом. Затем стоит спросить своего ребенка, как, по его мнению, родители должны были поступить в такой ситуации.
- Необходимо донести до ребенка, что его желания будут рассмотрены, и приложатся все возможные старания для их реализации. Если же приобретение желаемого невозможно, стоит вместе поискать альтернативу, чтобы ребенок чувствовал себя важным и любимым.
- Необходимо обсуждать исключительно конкретный случай, избегая упоминаний о прошлых разногласиях или неповиновении. После обсуждения данной ситуации к ней также не следует возвращаться, если получены все ответы и ребенок получил прощение.
- Обсуждение поведения ребенка с подругами, бабушкой или другими мамами, особенно если он слышит это, не рекомендуется. Разговор и анализ ситуации лучше проводить в приватной обстановке, возможно, в присутствии отца. Однако, стоит учитывать, что ребенку и без того может быть стыдно, и не следует усиливать его негативные переживания.
Предотвратить нежелательные ситуации гораздо легче, чем потом их устранять. Рекомендуется чаще поддерживать общение с детьми, разговаривать с ними, используя взвешенные формулировки и рассказывая о собственных проблемах. Следует приводить примеры положительных и отрицательных действий, делиться историями и сказками, в которых животные-воры не вызывали симпатии у лесных обитателей. Все усилия, приложенные к воспитанию, обязательно принесут результат – доверительные отношения с ребенком. Благодаря этому детская клептомания не затронет ребенка, уверенного в своей значимости и необходимостью.