К шести месяцам младенец становится более активным и требует больше внимания и заботы со стороны родителей. В этом возрасте ребенок демонстрирует уверенное владение всеми приобретенными навыками, такими как умение самостоятельно переворачиваться с положения на спине в положение на животе и крутиться. Он также может сидеть самостоятельно в коляске или детском стульчике для кормления. Если ребенок еще не может самостоятельно сидеть, он может проявлять беспокойство, пока родители не помогут ему принять сидячее положение. Родителям стоит учитывать, что в этом возрасте у малышей могут появиться первые зубы.
Основные навыки
В этот период ребенок начинает активно ползать, и всего за несколько минут он может добраться до желаемого предмета, двигаясь по ровной поверхности. Поэтому не рекомендуется оставлять его одного на кровати без бортиков, так как это может привести к тому, что малыш доползет до края и упадет, получив травму.
К шести месяцам ребенок уже издает различимые звуки, что указывает на скорое начало речи. Многие малыши способны понимать слова, которые им говорят. В этом возрасте ребенок умеет передавать предметы из руки в руку, уверенно держит голову и способен контролировать ее положение и повороты.
Ребенок выражает свои эмоции, используя доступные средства. К плачу и радости добавились печаль, страх, удовлетворение и недовольство. Расширение спектра эмоций приводит к изменениям в издаваемых звуках, с помощью которых он будет пытаться сообщить маме о своих потребностях, например, попросить, чтобы его взяли на руки или просто посмотрели на него.
Развитие
Одной из характерных черт этого периода развития является прорезывание молочных зубов, хотя сроки их появления могут отличаться у разных детей. Не у всех малышей этот процесс начинается в 6 месяцев. Индивидуальные особенности развития приводят к тому, что у кого-то первый зуб прорежется в год, а у других уже в полгода появится несколько. Однако, в большинстве случаев, прорезывание зубов приходится на возраст от 6 до 12 месяцев.
Иногда трудно распознать первые признаки, например, во время кормления можно услышать звон ложки или заметить, что ребенок кусает грудь, таким образом изучая возможности своего тела. Прорезывание зубов часто сопровождается болью и соответствующей реакцией младенца. Это может вызвать плохое настроение и бессонницу, причем не только у ребенка, но и у родителей, сопровождающиеся сильным плачем и беспокойным состоянием.
Питание малыша
В отношении питания, для ребенка происходят значительные изменения, поскольку мать начинает знакомить его с разнообразными вкусами. Грудное молоко продолжает оставаться основным источником питания, однако по желанию, мать может приступать к введению прикорма. Прежде чем это сделать, рекомендуется проконсультироваться с врачом, который поможет определить, какие продукты следует начинать вводить в пищу в первую очередь и в какой последовательности.
Обычно в качестве первого прикорма предлагают фруктовые и овощные пюре, а также каши, чтобы минимизировать риск аллергической реакции. Не рекомендуется начинать прикорм с продуктов насыщенного цвета, цитрусовых и ягод. В возрасте шести месяцев не стоит торопиться и предлагать ребёнку питание, как у взрослых, поскольку копчёные, жареные и жирные продукты абсолютно противопоказаны. Это также относится к шоколаду, конфетам и тортам – всему приходит своё время.
Привыкание ребенка к новым вкусам требует постепенного подхода, и маме стоит вести дневник, в котором фиксировать, какие продукты она предлагает малышу. Начинать введение прикорма рекомендуется с минимального объема, например, с половины чайной ложки, после чего следует докормить ребенка грудным молоком. Если не будет никаких негативных реакций и малыш чувствует себя комфортно, в последующий день можно увеличить порцию до целой чайной ложки. В процессе необходимо внимательно следить за реакцией детского организма, которая может проявляться как:
- Покраснениями.
- Высыпаниями на коже.
- Болевыми ощущениями в животике.
- Поносом.
Неблагоприятные реакции служат главной причиной исключения нового продукта из питания. Чтобы восстановить силы, в первые три дня ребёнку не рекомендуется давать что-либо ещё, кроме грудного молока. Если малыш хорошо реагирует на новые продукты, то через неделю можно попробовать ввести новый вкус.
Уход
В возрасте шести месяцев уход за младенцами мало чем отличается от предыдущих месяцев: ежедневные прогулки на свежем воздухе, купание и умывание. Важно своевременно менять подгузники, используя средства для защиты кожи и поддержания ее сухости, такие как масло, крем или присыпка. Иногда, особенно в летнее время, можно обходиться без подгузников, чтобы кожа малыша дышала и восстанавливалась.
В этом возрасте потребность во сне составляет около 14 часов в день, включая два дневных периода продолжительностью по два часа каждый и полноценные 10 часов ночного сна. Шестимесячный ребенок, то есть малыш в полгода, может уже дольше обходиться без кормления во время сна. Родителям важно не забывать уделять ребенку достаточно внимания, чтобы он чувствовал себя комфортно. Регулярные занятия, такие как игры, массаж, беседы, пение или заучивание ритмичных стихов, способствуют его развитию, а также необходимо учить малыша ползать.
Для расширения словарного запаса ребенка родителям следует общаться с ним, используя грамотную и доброжелательную речь, избегая повторения его невнятной речи. Важно называть предметы своими настоящими названиями, показывать на них и рассказывать о них. Это не только способствует формированию словарного запаса, но и развивает речевые навыки, позволяя ребенку учиться и в дальнейшем понимать и повторять за родителями, полноценно общаясь с ними.
Обучение
В это время ребенок воспринимает лишь простейшие вещи, например, понимает, что нажатие на кнопку вызывает музыку, а толчок игрушки приводит к ее колебаниям. На основе подобных действий можно объяснять различные взаимодействия. Шестимесячный ребенок часто повторяет действия, которые доставляют ему удовольствие, особенно его привлекает явление исчезновения и повторного появления предметов. Помимо этого, он может постоянно открывать и закрывать коробку, хлопать крышкой или прятать вещи в нее.
Ребенок с легкостью и скоростью усваивает все, что попадается на глаза, при этом используя одну или две руки одновременно, что позволяет ему более удобно брать и удерживать предметы. Несмотря на сложность этих действий, он стремится овладеть ими. Часто дети выбрасывают игрушки из кроватки или коляски, и у мамы не хватает сил, чтобы поднимать и возвращать их обратно. В таком случае можно привязать все предметы к ниточке, чтобы научить малыша тянуть за нее и возвращать игрушку обратно.
В этом возрасте ребенок становится более активным и начинает ползать, поэтому родителям необходимо подготовить жилое пространство к этим изменениям, в частности, убрать все потенциально опасные предметы.
На данном этапе обучения ребенок активно ползает и пытается добираться до окружающих предметов, что способствует укреплению мышц, задействованных как в ползании, так и в ходьбе.
У некоторых детей в возрасте шести месяцев появляется возможность вставать, используя для опоры предметы, находящиеся поблизости, такие как бортик кровати или манежа, стул, прикроватная лесенка или турник.
Знакомство с окружающим миром
С самого рождения дети познают окружающий мир через тактильные ощущения. Это как игра, для которой родителям не нужно тратить много времени, обладать специальными навыками или использовать какие-либо ресурсы.
Прогуливаясь по дому, можно держать малыша на руках и позволять ему касаться различных предметов, комментируя, что он видит. Этот способ обучения и развлечения будет полезен и увлекателен. Тактильный контакт может осуществляться руками, ногами, животиком или спиной, а также отталкивания ногами. После изучения домашнего пространства, можно использовать этот метод на улице, особенно благоприятно для этого подходит лето, но и зимой он будет уместен. Ребенку будет любопытно ощупать снег, лед или сосульки.
Если на улице теплая погода, для изучения природы будет достаточно наблюдать за деревьями, цветами, листьями, травой, фруктами, ягодами и овощами. В познавательный перечень можно включить любые объекты, которые привлекут внимание.
Когда ребенок начинает ползать, он с любопытством исследует окружающие предметы, трогает и берет их. Чтобы поддерживать его интерес, рекомендуется периодически менять обстановку. Кроме того, использование лоскутного одеяла под малышом обеспечит ему разносторонние тактильные ощущения.