Что почитать детям

Рубрики:

Александр Сергеевич Пушкин когда-то заметил: «Чтение – лучшее учение!». Не все родители осознают, насколько важно читать детям с раннего возраста. Это связано с тем, что чтение способствует развитию. Это не только приятное времяпрепровождение, но и стимул для развития детской фантазии. Читая, можно сформировать в ребенке положительные качества.

Чтение для самых маленьких

Не думайте, что чтение для младенцев – это бесполезное времяпрепровождение. Прежде всего, это форма взаимодействия с ребенком. Кроме того, благодаря таким занятиям малыши начинают осваивать речь. Даже самый маленький ребенок способен улавливать интонации родителей. Поэтому можно не только читать сказки или стихи, но и петь песни. Существует несколько полезных советов, касающихся правильного произношения слов и предложений:

  • Для достижения наилучшего восприятия текста предлагается читать его с выразительностью и эмоциональной окраской. Необходимо внимательно проговаривать каждый звук, модулировать голос, изменяя интонацию, повышая или понижая его. Читать можно как в быстром, так и в медленном темпе. Возможностей для этого существует множество.
Во время чтения ребенку следует демонстрировать иллюстрации. Особенно полезно, если доступно несколько изображений одного и того же героя.
  • В процессе повествования можно использовать жесты, чтобы визуально демонстрировать описываемые действия. Например, можно изображать походку, имитирующую движения медведя, или воспроизводить рык, подобный тигриному.
  • Если ребенок потерял интерес к чтению, не следует заставлять его. Книгу можно временно отложить.
  • Малышам стоит читать стихи, написанные с рифмой, например, повествующие о животных и явлениях природы.

Существует обширный перечень полезной литературы, и среди него каждый ребенок сможет найти историю, которая станет его любимой:

  • «Игрушки» от Агнии Барто.
  • Книга «Ура для комара», автор Бергельсон.
  • «Стихи для детей», написанные Благининой Е.
  • «Песенки Винни-Пуха», что написал Заходер Б.

Читаем с детьми от 2 до 4 лет

К трехлетнем возрасте ребенок воспринимает большинство слов, адресованных ему взрослыми. Он проявляет живой интерес ко всему, что находится вокруг, и с удовольствием старается подражать родителям. Поэтому в этот период можно начинать более осмысленное чтение. Существуют также полезные советы, которые помогут правильно организовать чтение с ребенком:

  • Когда ребенок отвлекается или засыпает во время чтения, маме придется начинать чтение с первой страницы в следующий раз. Малыши в этом возрасте еще не могут запоминать эпизоды, не говоря уже о длинных текстах.
  • Если ребенок просит перечитать одну и ту же сказку несколько раз, не стоит отказываться. В этом есть и положительные стороны. Повторение поможет ему развить способность к запоминанию. Это облегчит заучивание стихов и пересказ историй.
  • Если в тексте встречается много незнакомых слов для ребенка, не стоит беспокоиться. Сначала может показаться, что он ничего не понимает. Однако дети усваивают гораздо больше информации, чем полагают их родители. К тому же, для развития речи ребенку важно расширять свой словарный запас.
В этом возрасте детям стоит предлагать короткие сказки и повести.

Было бы неплохо, если бы последовательно происходили несколько событий. Также можно читать стихи, состоящие из двенадцати строк, или предлагать увлекательные загадки. Вот примерный перечень литературы, способной заинтересовать ребенка:

  • Гаршин В. «Лягушка-путешественница».
  • Ершов П. «Конек-Горбунок».
  • Заходер Б. «Мишка-Топтыжка».
  • Р. Киплинг, произведения «Книга джунглей» и «На далекой Амазонке».
  • Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки».

Чтение с детьми от 4 до 6 лет

Если ребенок в раннем возрасте не проявляет большого интереса к книгам, не стоит торопиться с выводами. У него еще есть время, чтобы открыть для себя преимущества чтения. Существуют также полезные рекомендации, как читать книги с детьми в три года:

  1. На данном этапе развития дети отчетливо различают речь и интонацию. Они также успешно воспринимают текст, который им читают родители.
  2. Ребёнок постепенно теряет интерес к сказкам. Однако повторное чтение книг всё равно полезно, поскольку помогает лучше запоминать детали.
  3. Первый шаг к развитию самостоятельности у ребенка – это пробуждение его стремления к независимости. Родители могут предлагать различные эксперименты, например, прерывать чтение книги в самый захватывающий момент. Если у малыша возникнет желание узнать, что произойдет далее, он с удовольствием продолжит чтение.

В этом возрасте детям стоит предлагать романы, полные приключений и захватывающие истории. Познавательные рассказы будут вызывать интерес. Слишком скучные произведения могут утомить ребёнка.

Энциклопедия станет хорошим выбором для детей младшего школьного возраста или дошкольников. Именно в этом возрасте полезно знакомить ребенка с литературой, которая поможет ему подготовиться к школе.

Существуют рассказы, повествующие о предстоящих событиях, таких как Новый год, и о том, что в этот день к детям приходит Дед Мороз.

Что почитать детям школьного возраста

В это время выбор книг для ребенка не ограничится только мамой, в процесс будет вовлечена и первая учительница. Ребенка можно стимулировать к самостоятельному выбору литературы. К примеру, можно предложить ему выбрать день, чтобы вместе сходить в магазин и приобрести книгу, которая ему понравится.

На текущем этапе развития дети уже умеют читать самостоятельно и проявляют к этому интерес. Помимо сказок, им можно предлагать для чтения и басни.

Чтобы заинтересовать ребенка, можно предложить ему вместе сочинить собственную сказку или историю, которая станет продолжением его любимой книги.

Выполнение школьных заданий превратится для ребенка в неприятную повинность. У него исчезнет желание читать по принуждению. Поэтому родителям необходимо поощрять школьника, чтобы поддерживать хоть какую-то мотивацию к чтению. Теперь ему можно предлагать для чтения разнообразные рассказы, включающие в себя сложные предложения и запутанные сюжеты. К таким относятся книги:

  • Барри Дж. «Питер Пэн».
  • Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король».
  • Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика».
  • Кэрролл Л. – автор произведений «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье».
  • «Приключения капитана Врунгеля» от Некрасова А.
  • «Городок в табакерке» от Одоевского В.
  • «Произведения «Крабат», «Маленькая Баба Яга», авторство О. Пройслера.