Александр Сергеевич Пушкин когда-то заметил: «Чтение – лучшее учение!». Не все родители осознают, насколько важно читать детям с раннего возраста. Это связано с тем, что чтение способствует развитию. Это не только приятное времяпрепровождение, но и стимул для развития детской фантазии. Читая, можно сформировать в ребенке положительные качества.
Чтение для самых маленьких
Не думайте, что чтение для младенцев – это бесполезное времяпрепровождение. Прежде всего, это форма взаимодействия с ребенком. Кроме того, благодаря таким занятиям малыши начинают осваивать речь. Даже самый маленький ребенок способен улавливать интонации родителей. Поэтому можно не только читать сказки или стихи, но и петь песни. Существует несколько полезных советов, касающихся правильного произношения слов и предложений:
- Для достижения наилучшего восприятия текста предлагается читать его с выразительностью и эмоциональной окраской. Необходимо внимательно проговаривать каждый звук, модулировать голос, изменяя интонацию, повышая или понижая его. Читать можно как в быстром, так и в медленном темпе. Возможностей для этого существует множество.
- В процессе повествования можно использовать жесты, чтобы визуально демонстрировать описываемые действия. Например, можно изображать походку, имитирующую движения медведя, или воспроизводить рык, подобный тигриному.
- Если ребенок потерял интерес к чтению, не следует заставлять его. Книгу можно временно отложить.
- Малышам стоит читать стихи, написанные с рифмой, например, повествующие о животных и явлениях природы.
Существует обширный перечень полезной литературы, и среди него каждый ребенок сможет найти историю, которая станет его любимой:
- «Игрушки» от Агнии Барто.
- Книга «Ура для комара», автор Бергельсон.
- «Стихи для детей», написанные Благининой Е.
- «Песенки Винни-Пуха», что написал Заходер Б.
Читаем с детьми от 2 до 4 лет
К трехлетнем возрасте ребенок воспринимает большинство слов, адресованных ему взрослыми. Он проявляет живой интерес ко всему, что находится вокруг, и с удовольствием старается подражать родителям. Поэтому в этот период можно начинать более осмысленное чтение. Существуют также полезные советы, которые помогут правильно организовать чтение с ребенком:
- Когда ребенок отвлекается или засыпает во время чтения, маме придется начинать чтение с первой страницы в следующий раз. Малыши в этом возрасте еще не могут запоминать эпизоды, не говоря уже о длинных текстах.
- Если ребенок просит перечитать одну и ту же сказку несколько раз, не стоит отказываться. В этом есть и положительные стороны. Повторение поможет ему развить способность к запоминанию. Это облегчит заучивание стихов и пересказ историй.
- Если в тексте встречается много незнакомых слов для ребенка, не стоит беспокоиться. Сначала может показаться, что он ничего не понимает. Однако дети усваивают гораздо больше информации, чем полагают их родители. К тому же, для развития речи ребенку важно расширять свой словарный запас.
Было бы неплохо, если бы последовательно происходили несколько событий. Также можно читать стихи, состоящие из двенадцати строк, или предлагать увлекательные загадки. Вот примерный перечень литературы, способной заинтересовать ребенка:
- Гаршин В. «Лягушка-путешественница».
- Ершов П. «Конек-Горбунок».
- Заходер Б. «Мишка-Топтыжка».
- Р. Киплинг, произведения «Книга джунглей» и «На далекой Амазонке».
- Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки».
Чтение с детьми от 4 до 6 лет
Если ребенок в раннем возрасте не проявляет большого интереса к книгам, не стоит торопиться с выводами. У него еще есть время, чтобы открыть для себя преимущества чтения. Существуют также полезные рекомендации, как читать книги с детьми в три года:
- На данном этапе развития дети отчетливо различают речь и интонацию. Они также успешно воспринимают текст, который им читают родители.
- Ребёнок постепенно теряет интерес к сказкам. Однако повторное чтение книг всё равно полезно, поскольку помогает лучше запоминать детали.
- Первый шаг к развитию самостоятельности у ребенка – это пробуждение его стремления к независимости. Родители могут предлагать различные эксперименты, например, прерывать чтение книги в самый захватывающий момент. Если у малыша возникнет желание узнать, что произойдет далее, он с удовольствием продолжит чтение.
В этом возрасте детям стоит предлагать романы, полные приключений и захватывающие истории. Познавательные рассказы будут вызывать интерес. Слишком скучные произведения могут утомить ребёнка.
Существуют рассказы, повествующие о предстоящих событиях, таких как Новый год, и о том, что в этот день к детям приходит Дед Мороз.
Что почитать детям школьного возраста
В это время выбор книг для ребенка не ограничится только мамой, в процесс будет вовлечена и первая учительница. Ребенка можно стимулировать к самостоятельному выбору литературы. К примеру, можно предложить ему выбрать день, чтобы вместе сходить в магазин и приобрести книгу, которая ему понравится.
На текущем этапе развития дети уже умеют читать самостоятельно и проявляют к этому интерес. Помимо сказок, им можно предлагать для чтения и басни.
Выполнение школьных заданий превратится для ребенка в неприятную повинность. У него исчезнет желание читать по принуждению. Поэтому родителям необходимо поощрять школьника, чтобы поддерживать хоть какую-то мотивацию к чтению. Теперь ему можно предлагать для чтения разнообразные рассказы, включающие в себя сложные предложения и запутанные сюжеты. К таким относятся книги:
- Барри Дж. «Питер Пэн».
- Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король».
- Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика».
- Кэрролл Л. – автор произведений «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье».
- «Приключения капитана Врунгеля» от Некрасова А.
- «Городок в табакерке» от Одоевского В.
- «Произведения «Крабат», «Маленькая Баба Яга», авторство О. Пройслера.