Навыки ребенка в 9 месяцев: что важно знать

Рубрики:

В девятимесячном возрасте ребенок демонстрирует высокую активность, быстро осваивает новые навыки и передвигается, поэтому родителям важно создать для него безопасную среду, способствующую развитию.

Что умеет

К концу девятого месяца дети обычно начинают уверенно садиться без посторонней помощи, после чего начинается формирование навыков, необходимых для вставания на ноги. Хотя физическая зрелость играет важную роль, дети должны быть психологически готовы к этому этапу. Удержание вертикального положения требует согласованности множества мелких движений, поэтому малышу требуется время, чтобы адаптироваться к этому новому и непривычному состоянию. Всё приходит вовремя, и ребенок начнет ходить, когда будет готов, главное – не торопить его.

Дети в этом возрасте уже обладают определенным пониманием и знаниями, однако говорить они пока не умеют. Вместо этого они проявляют интерес к развивающим играм, которые выходят за рамки простого перемещения предметов. Для стимулирования мелкой моторики им подойдут конструкторы, деревянные игрушки, мозаика. Тем не менее, одного ребенка с такими игрушками оставлять нельзя, так как детали могут быть маленькими, и малыш склонен пробовать все на вкус.

Важно! Необходимо, чтобы родители контролировали игры малыша с мелкими предметами, чтобы избежать случайного заглатывания и удушья.

К девяти месяцам ребенок уже знает несколько слов, включая «мама» и «папа», реагирует на свое имя, хорошо ориентируется в пространстве и, если мама попросит его найти что-то, выполняет просьбу верно. В этом возрасте дети начинают различать свое отражение и человека, находящегося рядом, что говорит об осознании собственной личности и, как следствие, увеличении потребности в самостоятельности.

Дети в этом возрасте без труда принимают сидячее положение и способны удерживать его довольно долго, при этом они активно передвигаются на четвереньках. Некоторые малыши предпочитают сидеть и передвигаться таким образом, встают с помощью родителей и делают первые шаги, а порой даже ходят самостоятельно. Они указывают на предметы, выполняют некоторые просьбы матери, могут показывать части тела на изображении, выполняют разнообразные действия, такие как разрывание или комкание бумаги, а также разминание пластилина. Помимо этого, дети в 9 месяцев воспроизводят множество звуков, различают интонации в речи и их лепет становится все более похожим на понятные выражения.

Питание

Ребенок обычно питается не более пяти раз в день, с интервалами в четыре с половиной часа, при этом режим может варьироваться в зависимости от особенностей каждого малыша. В этом периоде в рацион включаются различные блюда, такие как мясо и рыба, фрукты и овощи. При введении рыбы важно проявлять осторожность, поскольку этот продукт может спровоцировать аллергическую реакцию; рекомендуется начинать с таких видов, как треска или камбала, судак или хек, минтай.

В возрасте девяти месяцев ребенок старается самостоятельно держать ложку, хотя и не всегда успешно попадает едой в рот. Не стоит этому мешать, так как с каждым разом он будет справляться с этим все лучше. Что касается вкусовых пристрастий, то малыш уже может проявлять нежелание есть определенные блюда, однако грудное молоко остается для него безусловным удовольствием. Для развития навыков жевания рекомендуется предлагать пищу, нарезанную небольшими кусочками. К тому же, дети в этом возрасте уже способны брать предметы руками, поэтому можно предлагать им кусочки мягких фруктов или овощей, хлеб или печенье.

В процессе кормления также полезно знакомить ребенка с текстурой пищи, позволяя ему самостоятельно изучать продукты и определять, какие из них лучше пить, брать ложкой или есть руками.

В любом случае, новые продукты для ребенка рекомендуется вводить в рацион постепенно, поскольку в этом возрасте он получает все необходимые и полезные вещества из грудного молока. Остальная пища – это лишь знакомство с новыми вкусами. Со временем ребенок самостоятельно начнет употреблять взрослую еду в тех количествах, которые удовлетворят его потребность в питании.

Игры

В этом возрасте дети с энтузиазмом строят башни из кубиков или собирают картинки из пазлов, и особенно привлекают их крупные, красочные игрушки. С малышом можно поиграть в прятки: например, мама прячет предмет в кулаке или прикрывает его тканью, и ребенок с большим интересом будет проверять, где находится вещь. Все действия, которые выполняет ребенок, требуют комментариев и похвалы, важно проявлять эмоции и разделять с ним радость.

К девятимесячному возрасту дети начинают отдавать предпочтение определенным игрушкам и предметам, которые они не желают выпускать из виду. Если, например, мама решит постирать любимого мишку или уберет игрушки в шкаф, то никакая другая вещь не заменит их, в результате кроха расстроится, а то и будет сильно плакать. Эксперты считают, что такая привязанность к игрушке свидетельствует о частичном переносе любви к матери, таким образом, зависимость малыша от близкого человека снижается, и это станет первым шагом к его будущей независимости.

Развивающие игры приносят значительную пользу ребенку, поскольку способствуют развитию его эмоциональных и психических способностей, а также улучшают моторику и обогащают словарный запас. Особенно важно, что во время таких игр укрепляется эмоциональная связь между ребенком и родителем. Чтобы малыш не чувствовал себя обделенным вниманием, можно посадить его рядом во время работы и рассказывать, чем вы занимаетесь.

Есть увлекательная игра под названием «веселая наклейка». В ней мама усаживает ребенка напротив себя и показывает ему разноцветные наклейки. Затем, прежде чем малыш успеет среагировать, она быстро приклеивает картинку на любую часть его тела и просит ребенка найти ее. По мере взросления ребенок сможет самостоятельно находить наклейки не только на себе, но и на маме. Взрослым следует следить, чтобы малыш не брал наклейку в рот.

Речевое развитие

В этом возрасте ребенок с энтузиазмом и увлечением издает разнообразные звуки, и задача родителей – поддерживать его стремление и содействовать развитию новых умений. Так, можно предложить малышу найти любимую игрушку, дав ее только после того, как он попросит: «Дай». Для развития речи полезно использовать игрушки, например, показывать на части куклы и называть их, чтобы ребенок учился повторять.

Он будет с удовольствием повторять за всеми, словно маленькая обезьянка, и это станет его любимым занятием, особенно когда речь идет о движениях и звуках. Он будет подражать не только взрослым, но и животным, что поможет ему запомнить названия зверей, которые его окружают. Не нужно заменять слова, все должно называться своими именами, малыш поймет, пусть и не сразу сможет самостоятельно произносить их, но со временем он будет делать это правильно. Сейчас он лишь имитирует все звуки, которые слышит вокруг.

Обучение малыша

Проявление самостоятельности у ребенка обычно сопровождается снижением потребности во внимании взрослых, поэтому родителям важно поддерживать стремление малыша к независимости. Например, во время купания можно дать ребенку мочалку и продемонстрировать правильное использование, а после водных процедур предложить ему самостоятельно вытереться полотенцем. Этот процесс может быть довольно длительным, но он очень важен для развития детей.

Как правило, в этом возрасте у большинства детей прорезываются четыре зуба: два нижних и два верхних резца. Помимо этого, активность ребенка направлена на покорение окружающих предметов и возвышенностей, например, он может попытаться самостоятельно выбраться из кроватки. Необходимо следить за этим, чтобы избежать травм. Основная задача родителей, когда малышу исполняется 9 месяцев, – обеспечить его безопасность. На кухне следует закрыть все доступные шкафы, духовку и посудомоечную машину, чтобы ребенок не смог открыть их, приложив все свои силы. Во время приготовления пищи нужно внимательно следить, чтобы малыш не достал до ручек плиты, а также лучше использовать задние конфорки.

Уход

Многие мамы принимают решение о первой стрижке малыша, когда ему исполняется девять месяцев, при этом необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы предотвратить заражение инфекционными заболеваниями. Не стоит стричь ребенка слишком коротко, а тем более брить голову, так как это может оказать негативное воздействие на волосяные фолликулы и спровоцировать воспаление кожи головы.

Несмотря на все установленные правила, регулярные водные процедуры, желательно ежедневно, остаются важными, поскольку они завершают день и служат для ребенка ритуалом, способствующим засыпанию.

Также важно контролировать правильную осанку ребенка. Ему необходима собственная мебель, подобранная с учетом его возраста – это может быть специальный невысокий стол и стул с прямой спинкой. В правильном положении ребенок сидит так, что его предплечья касаются поверхности стола, а ноги полностью стоят на полу.

Лечебная гимнастика

Не каждый ребенок в возрасте девяти месяцев будет вести себя спокойно, особенно во время массажа. Если малыш беспокойно двигается, вертится и капризничает, то польза от процедуры сомнительна. Поэтому, вместо полезного массажа можно предложить интересные и профилактические упражнения.

  • Рекомендуется уложить малыша на спину, после чего аккуратно сгибать и разгибать его ножки, при этом можно выполнять движения обеими ногами сразу или поочередно, а затем изменить подход.
  • Необходимо обеспечить ребенку возможность двигаться, выполнять разгибания и сгибания рук, а также аккуратно вращать ими в разных направлениях.
  • Держа ребенка за руки, следует дождаться, пока он самостоятельно встанет и сделает несколько шагов, при этом необходимо обеспечивать его безопасность.
  • Для обучения ребенка приседаниям необходимо обеспечить поддержку, а также страховать его, чтобы избежать падений.

Малышу обязательно понравится такая гимнастика, однако не следует переусердствовать, чтобы ребенок не устал или не почувствовал отвращение к занятиям.