Какие навыки развиваются у малыша в полтора года

Рубрики:

В возрасте полутора лет ребенок превращается в активного исследователя, проявляющего все больший интерес к окружающему миру. Ему требуется много времени на изучение всего вокруг: он не может усидеть на месте, ведь необходимо осмотреть, что где лежит, проверить все шкафы и тумбочки, а также поиграть с домашними животными и понаблюдать за их едой. К этому времени физические возможности ребенка заметно возросли, и родители часто не успевают за ним – кажется, что совсем недавно он только встал на ноги, а теперь уже бегает. В полуторалетнем возрасте ребенок становится самостоятельной личностью, обладающей собственными желаниями, потребностями и предпочтениями.

Навыки

В большинстве случаев дети в этом возрасте способны самостоятельно вставать, ходить, бегать, приседать и прыгать. Они с лёгкостью поворачиваются, наклоняются, меняют направление движения при ходьбе, а некоторые, при поддержке родителей, уже справляются с подъемом по лестнице.

Ребенок без труда понимает просьбы и обращения, такие как просьба принести предмет, передать что-либо или продемонстрировать что-то. Он уже способен пить из чашки или использовать трубочку, а также самостоятельно есть ложкой.

Несмотря на свой юный возраст, ребенок не уступает в активности детям постарше: он так же быстро бегает по квартире, старается залезть на диван или стул, поднимается на горку и с любопытством изучает детскую площадку. Наибольшее удовольствие он получает в общении с мамой, когда она катает его на велосипеде или они играют в песочнице, время пролетает незаметно. Однако, несмотря на это, он все еще очень мал и может потерять равновесие в любой момент, поэтому родители должны внимательно следить за ним и не оставлять одного.

С каждым днем ребенок все больше перенимает поведение взрослых, оказывает помощь матери по дому и подпевает ей во время пения. Важно не препятствовать развитию малыша, даже если у него пока не очень хорошо получается и многое не получается. Так он старается самостоятельно справляться с задачами. Иначе можно сейчас отбить у ребенка желание помогать взрослым и выполнять свои обязанности.

Речевое развитие

В этом возрасте многие дети способны произносить около десяти слов, а некоторые уже легко составляют фразы, что говорит об отличном развитии речи. Безусловно, не всем малышам удается достичь такого прогресса: одни произносят первые слова, другие уже могут называть животных и выражать свое желание поесть. Обычно в возрасте полутора лет речь детей не отличается отчетливостью и больше похожа на лепет, однако со временем эти звуки обретут значение и превратятся в настоящую речь.

В этом возрасте у ребенка знаний больше, чем он способен выразить словами, и родителям не стоит ограничивать его развитие. Необходимо поддерживать дальнейшее развитие речи и расширение словарного запаса. Как и прежде, мама может показывать ребенку различные предметы, четко называя их, чтобы он мог знакомиться с новыми понятиями.

Эксперты советуют для стимулирования речи использовать лепку, а также рисование мелками или пальчиковыми красками. Если в год ребенку представилась возможность заниматься лепкой, то к полутора годам он сможет не только самостоятельно лепить куличики, но и зимой делать снежки. В этот период малыш способен различать разные цвета и формы, учится определять различия между крупными и мелкими предметами, а также между холодными и горячими вещами.

Питание

Обычно дети этого возраста продолжают получать питание грудным молоком, особенно перед сном. В некоторых ситуациях ребенок может самостоятельно прекратить кормления грудью, однако, если он продолжает получать мамино молоко, грудное вскармливание можно поддерживать еще несколько месяцев.

Когда речь заходит о продуктах со взрослого стола, родителям больше не требуется измельчать пищу блендером, поскольку ребенок уже способен пережевывать небольшие кусочки фруктов и овощей. Однако мясные продукты все еще нуждаются в перетирании. Малышу пока не под силу самостоятельно пережевывать мясные и рыбные блюда, и ему противопоказаны такие продукты, как грибы, консервы, колбасные изделия, а также газированные напитки, которые не принесут пользы детскому организму. В полтора года ребенку можно предлагать небольшое количество блинчиков или выпечки.

Уход

В этом возрасте ребенок обычно спит около 13 часов в сутки. Дневной сон после еды желателен, его продолжительность не должна превышать трех часов, а ночной сон составляет примерно 11 часов.

Также важно, чтобы мама начала чистить зубы ребенку, ведь он пока не может сделать это самостоятельно. Однако необходимо постепенно знакомить его с основами личной гигиены, включая утренние водные процедуры. Сейчас малыш находится в этапе обучения, поэтому, например, ежедневное расчесывание перед зеркалом поможет ему вскоре научиться делать это самостоятельно.

У многих родителей возникают сложности с укладыванием ребенка спать, и для облегчения этого процесса можно сформировать определенный ритуал. К примеру, перед сном полезно погулять с малышом, затем искупать его и переодеть в пижаму, а после уложить в кроватку. Также можно проявлять изобретательность, например, рассказывать сказки, читать стихи или петь колыбельные. Соблюдение подобной последовательности действий ежедневно поможет ребенку постепенно привыкнуть и самостоятельно готовиться ко сну в нужное время.

Прорезывание зубов продолжается, и обычно к году у ребенка появляется около восьми зубов, а к полутора – вдвое больше. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому зубы могут прорезаться до двух с половиной лет. Этот период часто бывает непростым для малышей: они становятся капризными, плачут и испытывают трудности со сном. Родителям необходимо сохранять спокойствие и помогать ребенку справляться с дискомфортом, иначе эти переживания могут привести к психологическим проблемам, которые будут иметь долгосрочные последствия.

Упражнения

В полтора года развитие мелкой моторики у ребенка должно оставаться в приоритете, и для этого можно использовать крупы. К примеру, в широкую емкость можно насыпать кашу не слишком мелкого помола и поместить в нее разноцветные бусинки, спрятав их. Затем ребенку нужно продемонстрировать, как их искать. Несомненно, малыш будет очень рад, когда обнаружит шарик.

В этом возрасте уместно начинать знакомить ребенка со строительством пирамидок и башен из кубиков. Ему может быть интереснее разрушать постройки, поэтому родителям потребуется терпение и обучение. Этот процесс ускорится, если в год ребенок уже умеет выкладывать один кубик на другой, а к полутора годам он сможет строить башни из нескольких предметов. В дальнейшем, с помощью родителей, он будет создавать не только домики, но и заборы, а также другие конструкции.

Занятия, включающие сортировку фигур, признаются весьма эффективными. Игрушки можно приобрести в магазине, а можно изготовить своими руками, например, из картона. Такая игра поможет ребенку научиться подбирать детали по форме и размеру, а более сложный этап предполагает сортировку предметов и по цвету.

Врачи-педиатры часто советуют родителям выводить детей на прогулки как можно чаще, оптимально – не менее шести часов в день. Это способствует укреплению иммунитета благодаря доступу к свежему воздуху и оказывает благотворное воздействие на нервную систему. Кроме того, в этом возрасте дети очень активны, поэтому пребывание в помещении ограничивает их возможности для движения, а на улице риск получения травм снижается.

В возрасте полутора лет родителям необходимо проявлять максимум терпения к ребенку, поскольку он активно растет и развивается, постоянно находится в движении, способен анализировать, реагировать, принимать решения и запоминать, а также демонстрирует индивидуальность. Родительское безразличие в этот период может нанести серьезную травму, негативно повлиять на его дальнейшее развитие, поэтому важно проводить с ним как можно больше времени и делать все вместе.

Помимо физического роста, ребенок развивается интеллектуально, активно воспринимая окружающую информацию, и именно в этот период важно знакомить его с миром, используя простые методы или игровые формы. Для этого подойдут не только кубики, но и конструкторы, яркие предметы, незамысловатые пазлы и пирамиды; теперь ребенок будет стремиться объединить окружающие детали в целостную картину. Благодаря этому будут развиваться мышление, моторика и память, и можно уже дарить куклы и мягкие игрушки, если это девочка. Многие дети любят повторять одни и те же действия многократно, и родителям не стоит беспокоиться, а лучше с пониманием наблюдать.