Как помочь ребенку с гиперактивностью

Рубрики:

В последние годы многие родители столкнулись с понятием гиперактивности, наблюдая за играми, энергией и постоянным движением своих детей. Бабушки и воспитатели детского сада часто отмечают, что им не удается удержать внимание таких детей ни на минуту. Помимо неусидчивости, гиперактивные дети отличаются обилием речи, задавая множество вопросов, высказывая рассуждения и делая замечания относительно всего, что находится вокруг них. Однако важно понимать, что существует значительное отличие между активным и жизнерадостным ребенком и малышом, страдающим от серьезного расстройства – синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) выделяют в качестве самостоятельного детского заболевания уже более тридцати лет. Оно проявляется в дисфункции нервной системы, затрагивающей области мозга, ответственные за способность к концентрации. Таким образом, трудности с удержанием внимания у ребенка обусловлены не его воспитанием, а особенностями работы мозга. Это проявляется в невнимательности, импульсивности, неусидчивости и повышенной активности при любых действиях.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с признаками гиперактивности по сравнению с ситуацией, существовавшей, например, два десятилетия назад. Однако их не так много, как можно предположить, исходя из впечатлений педагога детского сада, который считает всю группу чрезвычайно активными и не поддающимися управлению. Согласно данным специалистов в области здравоохранения, дети с выраженными проблемами составляют не более 10% от всех детей. При этом мальчики с признаками гиперактивности встречаются примерно в четыре раза чаще, чем девочки.

Предпосылки к появлению гиперактивности

Несмотря на продолжающиеся исследования, ученые до сих пор не установили точные причины развития синдрома невовлеченности вкладышей головного мозга (СНВГ) у детей, а также неясно, является ли это врожденным дефектом или приобретается в процессе жизни. Тем не менее, существует несколько факторов и условий, которые могут спровоцировать развитие или ухудшение состояния. К ним относятся:

Неблагоприятное течение беременности может произойти, если женщина курит или употребляет алкогольные напитки в этот период,

не соблюдает рекомендации врачей или находится в зоне негативной экологической ситуации.

  • Проблемы, возникающие в процессе родов, такие как преждевременные или длительные роды, а также рождение ребенка недоношенным или с недостаточным весом, могут привести к осложнениям.
  • Генетическая предрасположенность также способна оказывать влияние на работу нервной системы. Если у одного из родителей в детстве наблюдались признаки невнимательности и гиперактивности, то велика вероятность того, что ребенок получит аналогичные особенности.
  • Черепно-мозговые травмы, полученные в раннем возрасте, способны усугубить существующие нарушения в структуре головного мозга.
  • Несмотря на продолжительную работу специалистов, предсказать или предотвратить возникновение факторов, провоцирующих синдром нейро-визуальной гиперчувствительности, не представляется возможным. Родители могут принимать меры только после того, как гиперактивность будет выявлена и подтверждена диагнозом. Для этого важно понимать, каким образом это расстройство может отражаться на поведении ребенка.

    Симптомы

    Родители, наблюдая за особенностями поведения и характера ребенка, могут выявить определенные признаки, которые должны насторожить и послужить поводом для консультации с врачом. К ним относятся:

  • Недостаточное развитие самоконтроля у ребенка, а также излишняя активность, сохраняющаяся даже в состоянии усталости и истощения. Утомление характеризуется выраженными эмоциональными проявлениями, слезами и истериками.
  • Характерная особенность – стремительность высказываний, затруднения с фокусировкой на конкретной мысли или вопросе, а также склонность задавать множество вопросов, не дожидаясь ответов.

  • Неумеренное и неконтролируемое поведение ребенка, отсутствие у него понимания допустимых рамок, а также бурная реакция, выражающаяся в истерике и криках, на любые попытки обозначить эти границы.
  • Даже самые увлекательные занятия перестают нравиться ребенку через несколько минут, и он редко завершает начатое дело.
  • Проявление агрессии в любой конфликтной ситуации и систематическое провоцирование споров с другими людьми.
  • Беспокойный сон, как в дневное время, так и ночью.
  • Обычно вышеперечисленные признаки проявляются у детей дошкольного возраста. Если у ребенка наблюдается хотя бы несколько из них, рекомендуется обратиться к педиатру и психологу. Эти специалисты, изучив все факторы и особенности развития, смогут предложить пути решения проблемы или направить к невропатологу. Иногда родители ошибочно принимают СНВГ за обычную активность ребенка или темперамент холерика. Специалисты помогут разобраться в ситуации и найти наиболее подходящий метод взаимодействия с малышом.

    Особенности воспитания

    Когда врачи подтверждают у ребенка диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, действия родителей, близких, воспитателей и учителей должны быть выстроены правильно и скоординированно. Детям с особенностями необходимы специальные методы воспитания. Вот несколько ключевых советов для тех, кто участвует в воспитании ребенка с СДВГ:

    Создание спокойной и комфортной атмосферы дома, гармоничные и уравновешенные взаимоотношения между родителями, исключение ссор и криков по отношению к ребенку. Он очень восприимчив к любым изменениям в эмоциональном состоянии взрослых, поэтому необходимо приложить усилия, чтобы защитить его от негативных переживаний и беспокойства.

  • Раннее развитие, игры, упражнения и задания следует проводить аккуратно, следя за тем, чтобы не перегружать ребенка. Важно замечать индивидуальные черты малыша, но при этом не игнорировать его.
  • Для ребенка крайне важно соблюдать распорядок дня, включающий дневной сон, прогулки на открытом воздухе и регулярные приемы пищи. Постоянство в действиях дарит малышу чувство безопасности и умиротворения.
  • Детям с гиперактивностью важно получать одобрение и похвалу от взрослых. Важно, чтобы поощрялись подлинные достижения, даже незначительные, поскольку вымышленные успехи могут привести к формированию у ребенка неверной системы ценностей.
  • Для гиперактивного ребенка крайне важно определить оптимальный уровень физической активности, способный направить его энергию в конструктивное русло, избегая при этом чрезмерной нагрузки на нервную систему. Необходимо также обращать внимание на правила игр, объяснять их ребенку и помогать ему придерживаться их.

  • Для малышей, особенно в течение первого года жизни, обязательной является процедура расслабляющего массажа, который бережно воздействует на скованные мышцы и нервные окончания по всему телу.
  • Важную роль в росте и развитии ребенка с гиперактивностью играет сбалансированное питание, обеспечивающее организм необходимыми витаминами и микроэлементами. Для предотвращения повышенной возбудимости нервной системы рекомендуется исключить или ограничить в рационе консервированные продукты, сдобную выпечку, шоколад и колбасные изделия.
  • Детям с гиперактивностью требуется больше внимания и постоянная демонстрация любви со стороны близких. Ограничения и запреты следует применять минимально, только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Важно, чтобы ребенок чувствовал уверенность в том, что его любят вне зависимости от его поведения. Кроме того, он должен знать, что всегда может рассчитывать на поддержку, понимание, наставления и помощь. Чувство собственной значимости и любви дает ребенку больше, чем любое медикаментозное вмешательство.

    Для воспитания детей с особыми потребностями родителям потребуется значительный запас энергии, постоянное внимание, забота и систематическая работа. Чтобы ребенок развился в гармоничную личность, обрел душевное равновесие и уверенность в своих силах, необходимы подобные усилия. В этом случае он сможет достичь счастья и успеха в будущем.