В последние годы многие родители столкнулись с понятием гиперактивности, наблюдая за играми, энергией и постоянным движением своих детей. Бабушки и воспитатели детского сада часто отмечают, что им не удается удержать внимание таких детей ни на минуту. Помимо неусидчивости, гиперактивные дети отличаются обилием речи, задавая множество вопросов, высказывая рассуждения и делая замечания относительно всего, что находится вокруг них. Однако важно понимать, что существует значительное отличие между активным и жизнерадостным ребенком и малышом, страдающим от серьезного расстройства – синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) выделяют в качестве самостоятельного детского заболевания уже более тридцати лет. Оно проявляется в дисфункции нервной системы, затрагивающей области мозга, ответственные за способность к концентрации. Таким образом, трудности с удержанием внимания у ребенка обусловлены не его воспитанием, а особенностями работы мозга. Это проявляется в невнимательности, импульсивности, неусидчивости и повышенной активности при любых действиях.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с признаками гиперактивности по сравнению с ситуацией, существовавшей, например, два десятилетия назад. Однако их не так много, как можно предположить, исходя из впечатлений педагога детского сада, который считает всю группу чрезвычайно активными и не поддающимися управлению. Согласно данным специалистов в области здравоохранения, дети с выраженными проблемами составляют не более 10% от всех детей. При этом мальчики с признаками гиперактивности встречаются примерно в четыре раза чаще, чем девочки.
Предпосылки к появлению гиперактивности
Несмотря на продолжающиеся исследования, ученые до сих пор не установили точные причины развития синдрома невовлеченности вкладышей головного мозга (СНВГ) у детей, а также неясно, является ли это врожденным дефектом или приобретается в процессе жизни. Тем не менее, существует несколько факторов и условий, которые могут спровоцировать развитие или ухудшение состояния. К ним относятся:
Неблагоприятное течение беременности может произойти, если женщина курит или употребляет алкогольные напитки в этот период,
не соблюдает рекомендации врачей или находится в зоне негативной экологической ситуации.
Несмотря на продолжительную работу специалистов, предсказать или предотвратить возникновение факторов, провоцирующих синдром нейро-визуальной гиперчувствительности, не представляется возможным. Родители могут принимать меры только после того, как гиперактивность будет выявлена и подтверждена диагнозом. Для этого важно понимать, каким образом это расстройство может отражаться на поведении ребенка.
Симптомы
Родители, наблюдая за особенностями поведения и характера ребенка, могут выявить определенные признаки, которые должны насторожить и послужить поводом для консультации с врачом. К ним относятся:
Характерная особенность – стремительность высказываний, затруднения с фокусировкой на конкретной мысли или вопросе, а также склонность задавать множество вопросов, не дожидаясь ответов.
Обычно вышеперечисленные признаки проявляются у детей дошкольного возраста. Если у ребенка наблюдается хотя бы несколько из них, рекомендуется обратиться к педиатру и психологу. Эти специалисты, изучив все факторы и особенности развития, смогут предложить пути решения проблемы или направить к невропатологу. Иногда родители ошибочно принимают СНВГ за обычную активность ребенка или темперамент холерика. Специалисты помогут разобраться в ситуации и найти наиболее подходящий метод взаимодействия с малышом.
Особенности воспитания
Когда врачи подтверждают у ребенка диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, действия родителей, близких, воспитателей и учителей должны быть выстроены правильно и скоординированно. Детям с особенностями необходимы специальные методы воспитания. Вот несколько ключевых советов для тех, кто участвует в воспитании ребенка с СДВГ:
Создание спокойной и комфортной атмосферы дома, гармоничные и уравновешенные взаимоотношения между родителями, исключение ссор и криков по отношению к ребенку. Он очень восприимчив к любым изменениям в эмоциональном состоянии взрослых, поэтому необходимо приложить усилия, чтобы защитить его от негативных переживаний и беспокойства.
Для гиперактивного ребенка крайне важно определить оптимальный уровень физической активности, способный направить его энергию в конструктивное русло, избегая при этом чрезмерной нагрузки на нервную систему. Необходимо также обращать внимание на правила игр, объяснять их ребенку и помогать ему придерживаться их.
Детям с гиперактивностью требуется больше внимания и постоянная демонстрация любви со стороны близких. Ограничения и запреты следует применять минимально, только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Важно, чтобы ребенок чувствовал уверенность в том, что его любят вне зависимости от его поведения. Кроме того, он должен знать, что всегда может рассчитывать на поддержку, понимание, наставления и помощь. Чувство собственной значимости и любви дает ребенку больше, чем любое медикаментозное вмешательство.
Для воспитания детей с особыми потребностями родителям потребуется значительный запас энергии, постоянное внимание, забота и систематическая работа. Чтобы ребенок развился в гармоничную личность, обрел душевное равновесие и уверенность в своих силах, необходимы подобные усилия. В этом случае он сможет достичь счастья и успеха в будущем.