Взрослые обычно доверяют только тому, что они наблюдают лично или находят в авторитетных источниках. Когда же им рассказывают о реальном положении дел, они выражают сомнение и советуют обратиться к специалисту по детскому психическому здоровью.
В своем неповторимом мире дети воспринимают Карлсона как вполне настоящего, как и фрекен Бок, где варежка может стать верным другом, а Чеширский кот растворяется, оставляя лишь свою знаменитую улыбку.
Обычно воображаемые друзья возникают у ребенка в возрасте около трех лет. Это не считается нарушением, поскольку объясняется развитием у детей способности к творчеству и фантазии. К появлению таких друзей следует относиться вполне спокойно.
По мнению психологов, мотивы появления воображаемых друзей у детей могут быть разными, однако чаще всего это свидетельствует о стремлении ребенка компенсировать неудовлетворенные потребности или справиться с эмоциональным дискомфортом.
Дети иногда создают себе друзей, когда испытывают грусть или чувство изоляции. Это явление чаще встречается у детей, у которых нет братьев или сестер. Другие дети придумывают себе воображаемых компаньонов, с которыми можно поговорить, когда они напуганы; вымышленный друг может поддержать и успокоить. А некоторые дети могут создать себе «козла отпущения», чтобы перекладывать на него вину за свои собственные ошибки, таким образом, детское самосознание выполняет защитную роль. Воображаемые друзья могут быть даже в некоторой степени полезны. Они помогают справляться с определенными проблемами, соответствующими уровню понимания ребенка – от досады до тревоги. Если ребенок говорит, что его вымышленный друг не любит его, то таким образом он выражает собственную злость, достигая эмоционального облегчения. Дети в возрасте полутора лет часто вовлекаются в воображаемые игры, и можно заметить, как малыш «ест» несуществующую еду или «гуляет» с вымышленным животным. К этому возрасту у детей уже достаточно развито воображение для создания воображаемого друга или ситуации. Вымышленный друг станет хорошим товарищем для вашего ребенка. По данным психологов, наличие воображаемых друзей у детей встречается примерно у 60%.
В нашей культуре детей с самого детства приобщают к миру фантазий. Это проявляется в говорящих мягких игрушках, созданных в образах персонажей из мультфильмов и сказок. Они сопровождают ребенка еще до того, как он начинает говорить.
Воображаемый друг может принимать самые разные формы: это может быть любимая игрушка, наделённая человеческими чертами, или не существующий друг, для которого все равно необходимо накрывать дополнительную тарелку и укрывать одеялом.
Друг может быть и сильным, подобно супермену, и слабым, нуждающимся в поддержке и защите, или просто обычным ребенком, с которым можно играть. Часто воображаемый друг – это не обязательно человек, это может быть какое-нибудь животное. Если вы столкнулись с таким явлением, не стоит сразу обращаться к психологу. Ваш ребенок, вероятно, очень эмоционален и обладает богатым воображением. Чтобы выразить свои накопившиеся чувства, он и создал себе друга. Этот друг может стать ценным источником информации для родителей. Наблюдая за малышом во время общения или игр со своим вымышленным другом, можно узнать много нового. Ведь в таких играх отражаются внутренние проблемы, касающиеся как детей, так и семьи в целом.
Проблема гиперопеки
Зачастую дети сталкиваются с давлением со стороны родителей. И это не обязательно проявляется в виде наказаний или ограничений. Чрезмерная забота лишает ребенка возможности для самоопределения и может оказать негативное воздействие быстрее, чем любое насилие. Именно из-за излишней опеки взрослых ребенок может «убегать» в воображаемый мир, населенный вымышленными друзьями. Развитие событий может происходить в двух направлениях:
- В вымышленном мире он имеет возможность делать всё, что запрещают родители: завести собаку, есть варенье в большом количестве, прогуливаться по крыше.
- Он выступает в роли родителя и формирует свое поведение в соответствии с этой ролью: устанавливает ограничения для своих вымышленных друзей, запрещает определенные действия и применяет наказания. В таком случае, его фантазия делает друзей неспособными к самостоятельным действиям. Это наглядный пример для взрослых: рассмотреть собственное поведение со стороны и сделать соответствующие выводы – ребенку важнее понимать, чем следовать установленным правилам.
Чувство вины
Чувство вины, имеющее невротический характер, свойственно не только взрослым, но и детям. Чтобы облегчить напряжение, дети создают вымышленный мир с вымышленными друзьями. В этом мире появляется элемент наказания: ребенок может наказать своего воображаемого друга (или рассказать о том, как его наказали), или же избежать наказания, которое должно было произойти, но обошлось).
Нехватка впечатлений
Одним из первых признаков недостатка жизненного опыта является то, что в рассказах ребенка появляется большое количество приключений, вымышленных миров и путешествий.
Даже взрослому человеку может наскучить однообразный ритм жизни, состоящий из работы, дома и снова работы. Вскоре многие начинают чувствовать себя подавленными, прибегают к медикаментозному лечению и обращаются за консультацией к специалистам. В отличие от детей, у взрослого гораздо больше возможностей для разнообразия повседневных дел: можно посетить друзей или развлекательное заведение, провести время в сети, чтобы получить порцию виртуального общения, или пообщаться с друзьями лично. Вашему сыну или дочери все это недоступно, он полностью находится в зависимости от родителей. И многие не принимают во внимание, что и жизнь ребенка – это тоже рутина: подъем по будильнику, детский сад, повторяющиеся игрушки, мультфильмы, ужин, туалет и сон. Если мама расскажет на ночь увлекательную сказку, это будет отличным решением. А утром снова повторяется один и тот же цикл: будильник, детский сад… Единственное, что может принести радость – это мир фантазий, где с вымышленными друзьями можно отправиться в любое захватывающее приключение, столь отличающееся от обыденной, монотонной жизни.
Вспомните, куда вы с ребенком посещали места, отличные от двора с его поломанными каруселями. Малышу крайне важны новые впечатления, и одного раза в неделю их недостаточно. Одним из возможных решений может стать детский сад, реализующий программу, включающую в себя большое количество полезных для детей мероприятий. Однако здесь есть определенные ограничения. Как правило, такие садики являются платными, что может стать проблемой для матерей, находящихся в декретном отпуске, а также требуют участия родителей, что затруднительно для работающих мам. К тому же, не все дети способны переносить большое количество впечатлений, поскольку избыток их не всегда полезен.
Ребенку одиноко
Когда ребенок чувствует себя одиноким, он нередко создает себе воображаемого друга. Это может происходить, например, в ситуации, когда в семье появился новый член – брат или сестра, и внимание родителей перешло на него. Другой причиной может быть невнимательность родителей, погруженных в собственные мысли и недостаточно уделяющих время детям. Также, ребенок может быть просто стеснительным и испытывать трудности в установлении контактов с окружающими. В таких случаях рекомендуется стимулировать общение: с самим ребенком, с другими детьми, а также с их родителями. Важно помочь малышу научиться находить общий язык со сверстниками.
Вытеснение
Исполняя свои сокровенные желания, ребенок создает вымышленных друзей. Этот вариант легче всего поддается диагностике.
Когда вымышленный друг возникает, чтобы защитить вашего ребенка, это может указывать на его дискомфорт и потребность в защите и уменьшении напряжения. Если же этот друг обещает возмездие обидчику, это может быть признаком подавленной агрессии – в этом случае стоит обратиться к специалисту. Существуют, конечно, и более простые способы решения проблемы: например, воображаемого пса можно заменить настоящим, а если у ребенка аллергия на шерсть, всегда можно подобрать породу, не вызывающую аллергических реакций.
Наиболее нежелательно, когда ребенок начинает скрывать существование вымышленных друзей. Это может указывать на отсутствие доверия к вам или страх. Однако возможно, что вы просто не обращаете внимания на придуманного друга, а Пашка, постоянно появляющийся в рассказах ребенка, на самом деле является обычной игрушкой.
Что делать, если ребенок начал рассказывать о вымышленных друзьях? Самое важное – не запрещать это. Наоборот, можно даже немного поддержать его: внимательно слушать его рассказы, ставить дополнительную посуду во время еды, проявлять интерес к его нового друга. Однако необходимо проводить четкую грань между реальным миром и фантазиями, и ребенок должен нести ответственность за свои действия, а не вымышленный персонаж: «Тарелку разбил Карлсон, но в углу придется стоять тебе».
Воображаемые друзья меняются вместе с ростом ребенка. В два года он воспринимает их как партнеров по играм. Четырехлетний ребенок может даже конфликтовать с воображаемым другом, демонстрируя свою силу, например, в новой группе детского сада. Шестилетний ребенок может создать товарища, которому будет выплескивать свою обиду на родителей или сверстников.
Многие родители опасаются, что общение с вымышленными персонажами может оторвать ребенка от реальности. Однако, согласно исследованиям психологов, это случается крайне редко. Дети переживают эмоции, аналогичные тем, что испытывает взрослый при чтении книги или просмотре фильма. Эти эмоции вполне реальны, но взрослый всегда осознает, что существует действительность, и эти фантазии не имеют для него обязательной силы.
К девяти годам вымышленные друзья, как правило, перестают быть актуальными. Если этого не произошло, стоит обратиться за консультацией к психологу. При этом важно тщательно подходить к выбору специалиста, чтобы не попасть к некомпетентному человеку, который может ошибочно диагностировать состояние и назначить излишние психотропные лекарства. Следует учитывать, что при обращении к психологу по поводу проблем у ребенка, специалист в первую очередь будет взаимодействовать с вами, поскольку зачастую первопричина детских трудностей кроется в родительском окружении.
Несколько советов детского психолога
Фактически, наличие воображаемого друга у ребенка во многом определяется близостью родителей и их вовлеченностью в его жизнь. Некоторые родители рассматривают воображаемого друга как признак развитого воображения и творческих способностей. Другие предпочитают не обращать на него внимания, ссылаясь на нехватку времени для общения с детьми. Большинство ребят довольствуются вниманием родителей, однако не стоит допускать, чтобы воображаемый ребенок стал инструментом манипуляции. Правильнее не выделять его, пока он соблюдает установленные в семье правила.
Перекладывание ответственности.Обычно, человека заводят в друзья, чтобы переложить на него вину за совершенные поступки. В этом случае не стоит переживать, достаточно просто усесться рядом и объяснить ребенку, что помощь такому приятелю не предусмотрена.
Друзья на всю жизнь. Многие полагают, что воображаемые друзья нужны только малышам и детям дошкольного возраста. Однако это не совсем верно: они могут быть важны для ребенка в течение нескольких лет. Дети часто стремятся сохранить свой вымышленный друг исключительно для себя, поэтому многие родители даже не подозревают о его существовании.
Создание вымышленного друга не обязательно указывает на наличие у ребенка каких-либо трудностей. Если он здоров и комфортно себя чувствует в реальном мире, то нет оснований рассматривать воображаемых друзей как нечто отклоняющееся от нормы.