Стоит ли наказывать ребенка, усаживая его в угол?

Рубрики:

Современные подходы к воспитанию предполагают использование только деликатных форм воздействия и исключают любое физическое насилие. Вопрос об использовании метода помещения ребенка в угол в качестве воспитательного инструмента остается дискуссионным. Рассмотрим аргументы в пользу и против применения этого метода, определим, существуют ли у него положительные аспекты и возможно ли воспитание с помощью такого подхода?

За и против наказания «углом»

Дискуссии о влиянии наказания в виде отсидки на развитие ребенка ведутся среди психологов, психиатров, педагогов и детских неврологов. Некоторые специалисты считают, что ограничивать свободу передвижения ребенка недопустимо и опасаются негативных последствий для его психики. В то же время, другие рассматривают этот подход как эффективный и гуманный способ воспитания, не нарушающий прав ребенка.

Итак, основные аргументы За:

  • нефизическое наказание. Гораздо гуманнее поставить ребенка в угол, чем отшлепать или отругать.
  • эффективность. Сторонники метода считают, что для маленького человека ограничение возможности двигаться достаточно сложное испытание и, попав однажды в такую ситуацию, он постарается не попасть в нее вновь. Закрепляется условный рефлекс.

Мнения Против:

  • негуманность метода. Несмотря на отсутствие рукоприкладства, многие психологи уверены в жестокости этого метода, потому как стоять лицом, уперевшись в стену не только обидно, но может быть постыдным и унизительным для малыша. В дальнейшем, это может привести к низкой самооценке и нестабильному эмоциональному поведению.
  • неэффективность. Противники ставить в угол не готовы рассматривать этот метод как наказание вообще, потому что считают, что ребенок не понимает, для чего его поставили в угол и о чем он должен там подумать.

Что говорит наука

Существуют также официальные исследования, проведенные в американских семьях под контролем психологов. Участники были разделены на три группы:

  1. Изначально на проступки ребенка реагировали только устными замечаниями – родители объясняли, что было сделано не так, и обсуждали, как следует поступить в подобной ситуации в будущем.
  2. В качестве способа разрешения разногласий вторая группа родителей выбирала компромиссные решения.
  3. В третьей группе в качестве меры дисциплинарного воздействия сразу использовалось изгнание из общества: ребенка помещали на стул в угол или уводили в другую комнату.

Анализ результатов выявил, что первые два метода оказались действенными при нежелательном поведении или капризах ребенка. Однако, когда возникали конфликты или истерики, компромиссы и разумные объяснения оказывались бессильны. В этих ситуациях хорошо помогал метод удаления ребенка из конфликтной обстановки. Пребывание в условиях отсутствия информации позволяет ребенку обдумать произошедшее и прийти в себя.

На основании этих исследований можно утверждать, что для ребенка, потерявшего концентрацию и переставшего реагировать на спокойную речь, более эффективным подходом будет создание подходящей обстановки, нежели крик родителя или физическое воздействие.

Как же правильно ставить в угол

Ранее мы уже обсуждали первое правило, которое может быть применено к непослушным, конфликтующим или кричащим детям.

Место

Термин «угол» носит весьма общий характер. В качестве места для исправления могут использоваться различные объекты: от собственно угла в помещении до стула, расположенного где угодно, соседней комнаты, где нет людей, или даже скамейки в парке, если непослушный ребенок нарушил порядок на улице.

Пространство должно быть предельно безликим: исключаются игрушки, книги, общение с друзьями или братьями и сестрами. В некоторых детских учреждениях, расположенных в «зонах отчуждения», размещают печальные изображения, чтобы стимулировать понимание неприемлемого поведения.

Время

В данном случае существует определенный порядок, который необходимо соблюдать. Продолжительность наказания в минутах должна соответствовать возрасту ребенка в годах. Так, трехлетнего ребенка помещают в угол на три минуты, а десятилетнего – на десять минут. Если после истечения отведенного времени ребенок все еще проявляет гнев, время нахождения в наказании можно увеличить на половину.

Недопустимо, чтобы люди проводили время в ожидании, особенно в таких условиях – это противоречит гуманности и не имеет практического смысла.

Подготовка к наказанию

Применение данного метода требует предварительного объяснения ребенку: необходимо рассказать, что это за метод и для чего используют уголок. Таким образом, ребенка, находящегося в спокойном состоянии, подводят к углу и разъясняют, что в случае нежелательного поведения он будет помещен туда.

Правило 1. Необходимо выделить три-пять четких, конкретных действий, демонстрирующих проступки – например, кусается, дерется, швыряет предметы, обижает сестру. Важно предоставить максимально детализированное описание провинившихся поступков.

Правило 2. Ребенку объясняют причину наказания – его помещают в угол, чтобы он мог в спокойной обстановке поразмышлять над совершенным поступком. Необходимо акцентировать внимание не на его общем поведении, а на конкретном действии, которое могло обидеть кого-то или причинить вред.

Наказание необходимо для того, чтобы временно изолировать ребенка от ситуации, вызвавшей конфликт, и дать ему возможность отдохнуть и прийти в себя. Убеждение, что ребенок должен испытывать сожаление о содеянном, пребывая в углу, не соответствует действительности.

Правило 3. Согласовываем время ожидания. С самого начала объясняем ребенку, что он проведет в этом месте до тех пор, пока секундная стрелка часов не продвинется на заданное количество делений.

Правило 4. Когда ребенок выдержал положенное время и успокоился, необходимо обсудить, за какой проступок он был наказан, и какие чувства он испытывает в данный момент. Отметьте его самообладание и повторите правила поведения на будущее.

Процесс наказания

Необходимо также учесть ряд важных аспектов, чтобы избежать ощущения формальности при применении санкций. Рассмотрим их подробнее:

  • наказание следует незамедлительно после совершения поступка из списка тех, что вы озвучивали ребенку. Нельзя поставить в угол вечером или через час – цепочка «проступок-наказание» для ребенка будет абсолютно не явной, даже если вы будете долго и подробно объяснять.
  • сохраняйте спокойствие. Не должно быть криков, ругани или шлепков со стороны родителя. Уверенным голосом объясните, что сейчас произойдет – на какое время, куда и зачем вы отведете чадо.
  • не идем на уступки. Если грозящее наказание провоцирует слезы или новый виток истерики – будьте последовательны и соблюдайте договоренности. Проявленная твердость не нужно путать с жестокостью. Объясните ребенку максимально спокойно и дружелюбно, что уйти от наказания невозможно и что оно скоро закончится.
  • наблюдать. Само стояние или сидение в углу не должно быть развлечением. Если ребенок разворачивается лицом или уходит из угла нужно спокойно и настойчиво возвращать его обратно, напоминая, что наказание он несет заслуженно и показать на часах, когда время наказания истечет. Можно завести звуковой таймер.

Ребенку необходимы четкие границы, то есть установленные правила, которые нельзя нарушать, поскольку они являются семейными законами. Как и любой закон, они могут быть нарушены, чаще всего из-за эмоций и без осознания. Важно быть последовательным в своих решениях и выполнять данные обещания. Если применять метод удаления ребенка в угол в качестве наказания, избегая жестокости, криков и физического насилия, то он может быть эффективным.