Как создать портфолио для воспитанников детского сада

Рубрики:

Известно, что современные педагоги советуют родителям начинать формировать портфолио ребенка в раннем возрасте. Несмотря на то, что создание подобного документа, фиксирующего этапы развития малыша, иногда кажется обременительным и необоснованным, его преимущества значительно перевешивают затраченные усилия. В связи с этим, портфолио стало почти необходимым при поступлении ребенка в детский сад, и обычно его запрашивают с трехлетнего возраста.

При нестандартном подходе такой документ станет своеобразным хранилищем достижений ребенка, летописью его успехов и побед во всех сферах развития.

Назначение портфолио для детского сада

Родители, стремящиеся к более тесному взаимодействию с ребенком, часто прибегают к созданию портфолио. Такой подход способствует формированию общих увлечений, позволяет взрослым более внимательно отслеживать успехи ребенка и подчеркивать их значимость, что, в свою очередь, ведет к увеличению времени, проводимого семьей вместе, занятой одним общим делом.

В портфолио демонстрируются различные аспекты развития ребенка:

  • социально-личностная;
  • познавательно-речевая;
  • физическая;
  • художественно-эстетическая.

Совместная работа над портфолио станет для ребенка ценным способом познания себя, помогая ему лучше понимать свои качества и находить свое место в жизни. Ведь сложно переоценить значимость этого для будущего?

Несомненна польза портфолио для педагогов, взаимодействующих с ребенком. Однако, больше всего этот документ необходим самому малышу.

В портфолио аккуратно собираются наиболее яркие детские рисунки и фотографии поделок, а также записи о развитии ребенка: как он растет, какие слова и понятия усваивает, и как формируются его умения и навыки.

Каким будет портфолио?

Поскольку речь идет о портфолио ребенка, то не стоит использовать скучный, формальный подход к его оформлению. Летопись развития малыша должна быть увлекательной и красочной, поскольку она создается не для отчета или для педагогов. Эта необычная книга должна стать предметом гордости ее создателя – самого ребенка. И будет целесообразно, если родители начнут собирать эту летопись вместе с ребенком, объяснив ему, для чего создается эта книга и что в нее будет включено.

Не стоит полагать, что трехлетний ребенок не сможет понять задуманное. Даже в этом возрасте дети проявляют интерес к красочным иллюстрациям, а если это будут изображения, созданные им самим, то увлечение будет длительным. Со временем, когда ребенок подрастет, он может удивиться тому, каким он был раньше, и оценить разницу между сегодняшними и прошлыми способностями.

Титульный лист

Первая, титульная страница детской портфолио можно сравнить с той одежкой, по которой, согласно поговорке, встречают. Это лицо всеобъемлющей работы, позволяющее создать первое впечатление о ребенке и о его семье, принимавшей деятельное участие в сотворении книги о маленьком герое.

Несмотря на значимость титульного листа, не следует перегружать его информацией. Для раскрытия всех деталей и сведений, которые хочется рассказать, предназначены страницы внутри книги. На титульный лист выносится основное: информация о владельце портфолио, его возраст, место учебы и проживания. Также уместно разместить фотографию ребенка. Если текстовая часть титульного листа часто создается с использованием компьютерных технологий, то художественное оформление можно выполнить вместе с ребенком, что позволит ему почувствовать себя соавтором первой страницы собственной книги.

Содержание детского портфолио

Раздел №1. «Мой большой мир»

Этот раздел также известен как «Портрет», и он содержит самую необходимую информацию о ребенке. Здесь можно предложить, к примеру, следующий список:

Здесь, помимо имени, можно указать информацию о значении выбранного имени для ребёнка,

почему родители именно так назвали сына или дочку. Будет интересно узнать и предрасположенности, которыми наделяет гороскоп владельцев этого имени. Если у семьи примечательная фамилия, то родители могут объяснить ее значение или чем она прославлена.

  • Меня нарекли при крещении. Если при крещении ребёнку дали второе имя, его также можно объяснить, кратко рассказав о небесном покровителе малыша.
  • Не менее значимо рассказать ребенку о членах его семьи, назвать родственников по именам или даже составить генеалогическое древо.
  • Мои друзья. Ребенку будет увлекательно поделиться информацией о своих друзьях и их хобби, посмотреть их фотографии и вспомнить совместные игры.
  • Здесь будет описано место жительства семьи – город или поселок, с упоминанием интересных локаций и, разумеется, об их доме. Рассказ будет дополнен красочными иллюстрациями и фотографиями.
  • Мой детский сад. Здесь представлено описание детского сада и группы, в которой посещает малыш.
  • Раздел №2. «Мои игры и занятия»

    Мои занятия проводятся как с взрослыми, так и с детьми, дома, в детском саду, в кружках или студиях;

  • Игры, которые я больше всего любил в детском саду и дома;
  • Мои занятия, основанные на системе раннего развития, включают в себя конкретные методики, а также рассказ о занятиях, которые ребенок посещает с удовольствием;
  • В этом списке представлены названия книг и имена их авторов;
  • Мои интересы. Занятия, которые малыш с радостью выбирает для себя вне детского сада.
  • Мои прогулки. Это описание выходов на улицу, сделанных ребенком, дополненное фотографиями и рисунками малыша.
  • Раздел №3. «Мои праздники»

    В этом разделе собраны сведения о прошедших праздниках. Речь идет о тематических мероприятиях в детском саду или семейных торжествах, связанных с жизнью ребенка. К ним относятся, например, Новый год, Международный женский день, Рождество, дни рождения, праздник урожая или день народного единства.

    Раздел №4. «Я расту»

    Здесь могут быть представлены разделы, которые помогут понять различные аспекты развития ребенка.

    Динамика физического развития

    В данном разделе вводятся антропометрические данные, позволяющие отслеживать динамику роста, веса и других параметров. Формат представления может быть различным. Для улучшения восприятия информации можно использовать графики или диаграммы, а также прикреплять рисунки и сравнительные таблицы. Детям часто нравится, если в отслеживании роста предусмотрены контуры ладошек и ступней, отображающие их размеры в разные периоды времени.

    В этот альбом также добавляются фотографии ребенка, сделанные в разные периоды его жизни.

    1. Антропометрические показатели;
    2. Мою ладонь обводят каждый год. Это удобно делать в день рождения ребенка, чтобы можно было отследить изменения в его росте.

    Динамика общего развития

    На основе представленных в этой рубрике материалов можно наблюдать за социальным и личностным ростом ребенка, а также за его достижениями в области познания и речевого развития.

  • Родители фиксируют здесь все забавные слова и фразы, которые использует их ребенок в процессе освоения речи, а также его оригинальные мысли.
  • Я знаком с алфавитом. Последовательность изучения букв.
  • Я читаю. Рассматривается, как ребенок осваивает чтение в зависимости от возраста, начиная с изучения букв, затем переходя к слогам и, в конечном итоге, к чтению целых слов.

  • Я владею навыками счета. Особенности освоения счета в разном возрасте. Приобретаемые умения и навыки.
  • Моя любимая песня.
  • Мое любимое стихотворение.
  • Я умею играть на музыкальных инструментах.
  • Я умею танцевать.
  • Мир вокруг меня. Впечатления и наблюдения.
  • Мой внутренний мир.
  • Творческое развитие ребенка

    В этой рубрике представлены детские рисунки, фотографии объемных работ, созданных детьми, и фоторепортажи с мероприятий, в которых они участвовали:

    • Рисунки в разных техниках и жанрах;
    • Небольшая скульптурная композиция, выполненная из пластика, теста, пластилина или глины;
    • Аппликация и мозаика;
    • Результаты конструирования;
    • Фотографии поделок из различных материалов;
    • Указание роли и предоставление фотографий при участии в спектаклях.

    Мои рекорды

    В этой рубрике собраны все награды ребенка: грамоты, дипломы, похвальные листы, полученные в детском саду, на выставках, в кружках или после участия в спортивных соревнованиях и конкурсах. Это поможет ребенку стремиться к высоким результатам в любом начинании, научит усердно трудиться и даст возможность ощутить гордость за свои успехи.

    Книга организована таким образом, что читатель может легко проследить за развитием ребенка в хронологическом порядке и наблюдать за его меняющимися интересами и потребностями с течением времени.

    Раздел №5. «Мои заметки и впечатления»

    В этом разделе собраны все впечатления ребенка, возникшие у него после посещения спектаклей, выставок, прогулок и кинопоказов.

    • Мои путешествия и походы.
    • Мои незабываемые открытия.
    • Мои удивительные экскурсии.
    • Мои впечатления о спектаклях и выставках.

    Раздел №6. «Отзывы и пожелания»

    В этом разделе взрослые могут свободно выражать свои пожелания и оставлять отзывы о взаимодействии с ребенком:

    • Воспитателей в детском учреждении;
    • Родителей;
    • Специалистов из организаций дополнительного образования, которые посещает ребенок.

    Записи, которые предлагаются, помогут укрепить уверенность ребенка в себе. Похвала и положительная оценка его успехов со стороны взрослых позволят не только радоваться достигнутому, но и мотивируют на дальнейшие свершения. Повод для вручения может быть разным: день рождения, окончание группы или любое другое мероприятие.

    Памятка по ведению детского портфолио

    Данная памятка адресована педагогам и воспитателям дошкольного учреждения.

    • Внесение информации в портфолио ребенка – задача, которая лежит не только на плечах педагогов, но и на родителях.
    • Детская летопись не имеет нумерации разделов, и их расположение может быть произвольным.
    • Необходимо указывать даты выполнения детских работ и достижений, чтобы можно было наблюдать за прогрессом и сопоставлять более ранние результаты с текущими.
    • Использование представленного портфолио для сопоставления достижений разных детей недопустимо!
    • Необходимо оформить документ тщательно и оригинально, чтобы ребенок понял его значимость и оценил его важность.
    • Поскольку портфолио принадлежит ребенку, его просмотр посторонним лицам допустим лишь с согласия ребенка.
    • При заполнении документа необходимо объяснить детям, какие факторы влияют на формирование самооценки, чтобы избежать ее недооценки или переоценки.

    Важно отмечать все достижения ребенка, поскольку они служат основным мотивом для его дальнейшего прогресса.