Какие навыки развиваются у ребенка в 10 месяцев

Рубрики:

Восьмой месяц – важный рубеж в развитии ребенка, поскольку к этому времени он демонстрирует значительный прогресс в понимании и умениях. В этом возрасте проявляются уникальные особенности малыша, его личные желания и черты характера. Он активно перемещается, все чаще издает разнообразные звуки и способен с интересом заниматься различными занятиями. На десятом месяце развития дети начинают активно копировать поведение взрослых, и попытка помешать им в достижении желаемого может вызвать недовольство.

Умения и навыки

Десятимесячные малыши внимательно слушают взрослых, повторяют звуки, издаваемые родителями, и способны понимать шутки, обращенные к ним. Они смеются над забавными звукосочетаниями, проявляют радость во время игр, различают предметы разного размера и помещают одну игрушку внутрь другой. Также они используют один предмет для получения доступа к другому, намеренно разбрасывают вещи, катают и толкают предметы, сидят, ползают и делают первые шаги, поддерживая себя подручными средствами. Сейчас грудное вскармливание не играет такой важной роли в их жизни, дети в этом возрасте легко пережевывают мелко нарезанную пищу и начинают проявлять интерес к другим малышам.

К десяти месяцам дети начинают имитировать действия взрослых, что является значительным достижением развития. В этот период ребенок уверенно владеет движениями рук, пальцев, ног и мимикой, поэтому родителям важно проявлять осторожность во время игр и обучения. Неправильное движение, которое привлечет внимание малыша, может быть трудно искоренить в дальнейшем. Дети в этом возрасте подражают не только родителям, но и младшим братьям и сестрам, повторяя, например, удары по барабану или нажатия на кнопки, а также игру в кормление игрушек ложками.

Для всестороннего развития ребенка необходимо продолжать совершенствовать его умения, что можно осуществлять с помощью игрушек или других предметов. В этом возрасте дети стремятся установить взаимосвязь между объектами: например, если во время разговора по телефону ребенок видит это, после окончания беседы он долго будет изучать телефон, пытаясь понять, где находится бабушка, с которой мама только что разговаривала.

Подобная ситуация наблюдается и с игрушками: нередко родители считают, что дети намеренно портят вещи, однако чаще всего они стремятся понять принципы их работы и состав, хотя иногда малыш может неверно оценить свои возможности.

Среди всех развиваемых навыков, дети начинают осознавать, как с помощью одного предмета можно переместить другой, например, используя лопатку, чтобы подвинуть кубики, или ложкой — достать кусок хлеба. Некоторые родители демонстрируют такие возможности своим детям, а другие малыши самостоятельно осваивают это в процессе экспериментов. В 10 месяцев ребенок с энтузиазмом и уверенностью подбирает мелкие предметы или крошки, чтобы избежать нежелательных последствий, поэтому родителям советуют давать малышу различные крупы, позволяя ему играть под наблюдением взрослых.

В этом возрасте многие матери предлагают детям рисование или лепку, благодаря чему малыши уверенно держат в руках фломастер или мелок, а для лепки можно использовать обычное тесто. В результате ребенок освоит отрывание небольших кусочков теста от общего объема, его прикрепление к дощечке и придание формы руками.

Двигательные навыки

К этому возрасту многие малыши уже уверенно ползают и продолжают активно двигаться, легко перемещаясь по дому. Некоторые дети передвигаются на четвереньках, приподнимая колени над полом. Помимо этого, в 10 месяцев ребенок способен долго и ровно сидеть без поддержки, не теряя равновесия, уверенно встает и, используя опору, делает шаги. Наступает период, когда необходимо учить ребенка подтягиваться, отталкиваться ногами, а спускаться с дивана, например, попой вперед, чтобы избежать падения и травмы носа.

Не редкость, когда у детей формируются увлечения, такие как длительное созерцание окружающего мира за окном, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, или увлечение рисованием. Некоторые дети проявляют интерес к музыке, а другие часами играют с конструктором. Одним достаточно нескольких емкостей с водой, а другие предпочитают находиться в компании сверстников. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка и способствовали его дальнейшему развитию.

К десяти месяцам дети начинают терять фокусировку на матери и проявляют интерес к другим взрослым. В этом возрасте мамы могут начать отлучать малышей от грудного вскармливания, если это требуется. Когда ребенок начинает делать первые шаги, его можно смело выводить на детскую площадку, где он сможет гулять вокруг песочницы, качаться на качелях и наблюдать за другими детьми, которые играют, и, возможно, завести новых друзей.

Питание и отдых

Как правило, к десятимесячному возрасту матери все чаще заменяют грудное вскармливание прикормом, и ребенок постепенно адаптируется к взрослой пище. Продолжать предлагать грудь можно перед сном или после дневного отдыха, или использовать ее в качестве заменителя сока или воды. Обычно дети в сутки употребляют не более 700 грамм молочных продуктов, включая утренний или вечерний прием молока или смеси, при этом одно кормление составляет 250 мл.

Если мать продолжает грудное вскармливание, то в течение дня ребенок прикладывается к груди 4 или 6 раз, причем ночью он наиболее интенсивно питается между 3 и 8 часами. В течение дня малыш совмещает кормления с приемом пищи вместе с родителями, и только между ними он может что-то прожевывать. До полутора лет ребенок самостоятельно контролирует процесс прикладывания к груди, способен извлекать сосок и возвращать его в рот, а также трогать грудь или изменять свою позу.

В это время детский организм остро нуждается в витаминах, минералах, белках и жирах, поэтому матери необходимо обеспечить сбалансированное и легко усваиваемое питание для ребенка. Жареные блюда пока не рекомендуются для детского рациона, предпочтительнее вареные или приготовленные на пару продукты. Если у малыша появились зубки, можно предлагать ему небольшие кусочки пищи, например, картофель или фрукты, такие как банан или персик. Это способствует развитию жевательных навыков у ребенка, теперь его пищу можно готовить не только с помощью блендера, а просто размять вилкой, чтобы получилось не слишком мелко. Мама также продолжает знакомить ребенка с новыми продуктами.

Обычно режим сна у детей до полутора лет остается стабильным: ночной сон длится около 10 часов, а дневной – до двух раз по 2 часа. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому время отхода ко сну и пробуждения может отличаться. Задача родителей – помочь малышу сформировать режим, обеспечивать правильное питание и достаточный сон, чтобы он чувствовал себя бодрым и хорошо питался.

Уход

Когда дети начинают самостоятельно вставать на ноги и пытаются ходить, они хорошо удерживаются в вертикальном положении и могут перемещаться, опираясь на опору. В этот период полезно учить ребенка безопасно подниматься на диван и спускаться с него. Родители могут помогать малышу преодолевать различные препятствия, конечно, с поддержкой. Также можно научить ребенка подниматься и спускаться по лестнице, ползать в тоннелях, которые можно приобрести или изготовить самостоятельно из подручных материалов.

Если ребенок не ползает, это не должно вызывать беспокойство, возможно, ему больше нравится взаимодействовать с мелкими игрушками. Развитие каждого малыша индивидуально, и такая особенность может сохраниться и в более старшем возрасте, что сделает его наблюдательным и терпеливым, усидчивым и рассудительным. Некоторые дети совсем не ползают, а сразу переходят к ходьбе, сначала с помощью мамы, а затем и самостоятельно.

Ежедневные водные процедуры и прогулки на свежем воздухе, занимающие не менее двух часов, – неотъемлемая часть заботы родителей. Важно подбирать одежду с учетом погоды, чтобы избежать переохлаждения или теплового удара. Летом необходимо защищать ребенка от прямых солнечных лучей, а осенью и весной оберегать его от сквозняков.

Развитие

Родители по-прежнему поддерживают развитие ребенка, применяя для этого разнообразные игры и упражнения. Мама какое-то время носит малыша на руках, общается с ним, рассказывает об окружающем мире, ведет с ним беседы, избегая при этом сложной лексики. Чтобы пробудить у ребенка любознательность, не стоит сразу предоставлять большое количество игрушек; достаточно нескольких, которые затем можно заменить на другие – для него это будет представлять собой новые впечатления. Развитию мелкой моторики способствуют различные крупы, цветная бумага, прищепки или любые другие доступные предметы.