Эффективные методы поддержания дисциплины на уроке

Рубрики:

Для учителя первый урок – не менее значимое событие, чем для ученика. Вопросы поддержания дисциплины в классе беспокоят не только начинающих педагогов, но и опытных преподавателей. В конце концов, поведение детей на уроке влияет не только на то, насколько хорошо они усваивают информацию, но и на установление контакта между ними и учителем. Часто считают, что поведение детей определяется их интересом к предмету. Однако, на практике, дело в другом – в способности учителя вызвать интерес, организовать процесс обучения и удержать внимание учеников.

Для определения наиболее эффективной стратегии взаимодействия с учениками необходимо принимать во внимание возрастные особенности: известно, что подростковый период часто является наиболее сложным, и даже незначительные события могут спровоцировать сильные эмоциональные переживания. Тем не менее, трудности возникают в любом возрасте:

  • дети в начальной школе характеризуются быстрой потерей концентрации внимания, нужно постоянно придумывать, как их заинтересовать;
  • старшеклассники на все имеют свое мнением и уверены, что лучше знают, нужен им тот или иной предмет или нет.
Поддержание порядка в классе предполагает от учителя значительных усилий, сосредоточенности и понимания особенностей детской психологии.

Образ идеального учителя для детей

Начиная педагогическую деятельность, начинающий учитель должен сразу же проявить себя и определить основные принципы взаимодействия с учениками. Сомнения в компетентности, стремление угодить всем и допускание проявлений неуважения к себе могут привести к отсутствию дисциплины в классе и, как следствие, к невозможности эффективного обучения.

В первую очередь необходимо сформировать свой собственный имидж и последовательно поддерживать его ключевые черты:

  • относиться к детям доброжелательно, говорить спокойно и с улыбкой;
  • построить подачу материала таким образом, чтобы он вызывал интерес у детей;
  • правильно рассчитать время урока, последовательно излагать материал, чередовать лекцию и практику;
  • постараться установить контакт с детьми, называть их по именам, вовлекать в процесс общения каждого ученика;
  • использовать нестандартные методы обучения, разнообразить урок;
  • не позволять детям разговаривать, кричать, реагировать на все нарушения, а не игнорировать их.

Предлагаемый образ педагога позволит добиться ряда положительных последствий.

Прежде всего, новый урок и тема привлекут внимание детей, и им будет интересно познавать информацию.

Вторым важным аспектом является демонстрация авторитета педагога, что позволит учащимся осознать необходимость осторожного и сдержанного поведения, избегающего раздражения учителя. Для поддержания и усиления этого восприятия, дисциплина на уроке будет складываться естественным образом.

Что делать, если дисциплина нарушена

Действия учеников, в особенности в начальной школе, часто развиваются подобно нарастающему снежному кому. Когда один ребенок начинает разговаривать и отвлекаться, другие дети присоединяются к нему, и вскоре в классе возникает сильный шум, беспорядок и неразбериха. Многие начинающие педагоги, оказавшись в подобной ситуации, чувствуют растерянность, пытаются перекричать учеников и используют резкие жесты, что только усиливает напряженную обстановку. Однако, продолжать урок и объяснять материал в таких условиях также не представляется возможным.

Чтобы снизить уровень хаоса и вернуть порядок, необходимо усвоить и соблюдать ряд рекомендаций:

  1. Необходимо постоянно поддерживать связь с детьми и замечать любые признаки их потери концентрации. Если один из детей упустил ход мыслей, отвлекся, посмотрев в окно, или начал разговаривать с другими детьми, следует вовлечь его в процесс, задав вопрос или попросив подойти к доске.
  2. Если не удалось предотвратить эскалацию ситуации на ранней стадии, и дети начали шуметь и баловаться, учителю целесообразнее воздержаться от комментариев и сделать паузу. Обычно этот подход оказывается эффективным, и в классе воцаряется тишина. Затем необходимо спокойно и сдержанно, не повышая тона, сообщить, что продолжение урока возможно лишь при условии внимательного слушания и соблюдения тишины.
  3. Не стоит кричать на детей, предпочтительнее избегать повышения голоса. С первых же уроков с новыми учениками необходимо демонстрировать уважение к их индивидуальности, не обесценивать их усилия и достижения, а также не игнорировать ни одного ребенка. Уважение со стороны учеников возможно только в случае ответного проявления уважения к ним.
Поведение детей, выражающееся в шумных играх и шалостях, обычно вызвано двумя факторами: недостатком увлекательных занятий или ощущением безнаказанности. В связи с этим необходимо с самого начала устанавливать четкие ограничения, исключающие подобные действия.

Маленькие хитрости опытных учителей

Опытным учителям, как правило, легче справляться с проведением урока и поддержанием порядка в классе. Начинающим педагогам целесообразно перенимать опыт у более квалифицированных коллег и учитывать их рекомендации, чтобы минимизировать возможные ошибки в общении с учащимися.

Многие учителя с опытом работы отмечают, что в начале учебного года стараются определить, кто является лидером в классе. Обычно это самый энергичный и общительный ребенок, вызывающий восхищение у одноклассников и готовый поддержать их шалости. Обнаружив такого ученика или нескольких, опытный педагог стремится постоянно удерживать их внимание и находит способы вовлечь их в учебный процесс, чтобы у них не оставалось возможности и желания отвлекаться.

Передвижение учителя по классу – еще один прием, позволяющий привлечь внимание детей. При объяснении нового материала или проверке самостоятельной работы можно перемещаться по классу, например, подойти к одной из парт или встать в противоположном углу комнаты. Это действие может заинтересовать детей и изменить их представление о привычном поведении педагога.

Многие преподаватели давно используют подручные средства и нетрадиционные способы изложения, что помогает не только удерживать внимание учащихся и поддерживать порядок, но и делать новый материал более понятным.

Иллюстрации, графики, видеоматериалы, диаграммы и схемы, а также тесты и головоломки – все эти средства преобразуют традиционное течение урока, предоставляют детям возможность понять тему, снять напряжение от чтения и сделать способ подачи материала более разнообразным.

Для поддержания дисциплины на уроке необходимо учитывать особенности детей и их потребности. Это предполагает понимание их интересов, проблем и умение вовлечь в учебный процесс в любом возрасте. Именно это отличает квалифицированного педагога от специалиста, выполняющего свои обязанности.